об оставлении без изменения решения мирового судьи по искам о защите прав потребителей



Дело № 11 –25/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 января 2012 года Яровской районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Косых С.И.

при секретаре Сергеевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бабаевой О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Гореловой С.В., Дружинина В,П. Пустовойтенко А.Е., Буравлева Д.И., Сорочинского В.Г., Сорочинского Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранова Н.Н. на решение мирового судьи судебного участка г. Яровое Алтайского края от 10 октября 2011 года по искам Обходимовой М.Н., Бабаевой О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Гореловой С.В., Дружинина В.П. Пустовойтенко А.Е., Буравлева Д.И., Сорочинского В.Г., Сорочинского Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранова Н.Н. к ОАО «Алтайские гербициды» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Обходимова М.Н., Бабаева О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Горелова С.В., Дружинин В.П. Пустовойтенко А.Е., Буравлев Д.И., Сорочинский В.Г., Сорочинский Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранов Н.Н. обратились к мировому судье судебного участка г. Яровое с исками к ОАО «Алтайские Гербициды», указав, что ответчик в 2009-2010 году необоснованно выставлял счета за горячее водоснабжение и отопление исходя из тарифов, которые не были утверждены органами местного самоуправления, при этом данные счета были оплачены ими в полном объеме.

Истцы полагали, что при определении размера платы за горячее водоснабжение и отопление на 2009 - 2010 г.г. ОАО «Алтайские Гербициды» должны были исходить только из постановления администрации г.Яровое № 847 от 27.11.2007 г. «Об утверждении тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения г. Яровое», введенных в действие с 01 января 2008 года.

Однако, в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года при начислении оплаты за горячее водоснабжение, а также в период 01 января 2009 года по 01 января 2011 года при начислении оплаты за отопление, ответчик самостоятельно и необоснованно исходил из тарифов, установленных постановлениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 от 25 ноября 2008 года и № 207 от 16 декабря 2009 года, без учета акта органа местного самоуправления – постановления 847, устанавливающего размер соответствующих коммунальных услуг.

В связи вышеуказанным, истцы полагали, что в счет оплаты коммунальных услуг они внесли излишние денежные средства, которые по их мнению являются переплатой и подлежат возмещению, а поэтому просили суд: признать незаконными начисления ОАО «Алтайские Гербициды» за горячее водоснабжение с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года, за отопление - в период с 01 января 2009 года по 01 января 2011 года; обязать ответчика произвести перерасчет за потребленное энергоснабжение за указанные периоды путем внесения поправок в лицевой счет, разницу зачесть в счет будущих платежей. Также просили взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка г. Яровое от 16 сентября 2011 года дела по вышеуказанным искам были объединены в одно производство для совместного разрешения и рассмотрения (том 1 л.д.163).

В ходе судебного заседания, состоявшегося 10 октября 2011 года истцы уточнили заявленные требования, просили суд взыскать с ответчика денежные суммы переплат за отопление в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года, а за горячее водоснабжение - с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года, требование о компенсации морального вреда оставили прежним (л.д.350-оборот).

Решением мирового судьи судебного участка г.Яровое от 10 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований истцам было отказано в полном объеме.

Бабаева О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Горелова С.В., Дружинин В.П., Пустовойтенко А.Е., Буравлев Д.И., Сорочинский В.Г., Сорочинский Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранов Н.Н. обратились в Яровской районный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, просили о его отмене и принятии по делу нового решения.

В обоснование жалобы отразили, что к оспариваемым правоотношениям должно применяться постановление администрации г.Яровое № 847 от 27.11.2007 г. «Об утверждении тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения г. Яровое», которое вступило в силу 01 января 2008 года. При этом срок действия тарифов этим нормативным актом не оговаривался, а поэтому истцы полагали, что названное постановление администрации г.Яровое № 847 и соответствующие тарифы действовали и в 2009-2010 г.г.

Отразили, что постановление администрации г.Яровое № 525 от 10 мая 2011 года, которым пункт 1 постановления № 847 был отменен в части тарифа на отопление с 01 января 2008 года, может применяться к лишь правоотношениям, возникшим с 12 мая 2011 года и не затрагивает соответствующие правоотношения, существовавшие в 2009-2010 г.г.

Указали, что решением арбитражного суда от 3 октября 2011 года ответчику было отказано в признании недействующим в период с 01.01.2008 г. по 01.07.2010 года постановления администрации г.Яровое № 847 от 27.11.2007 г. в части тарифа на горячее водоснабжение.

Кроме этого отразили, что в предъявленных исках речь идет не о регулировании тарифов на тепловую энергию, а полномочиях органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги коммунального комплекса и размера платы за отопление и горячее водоснабжение.

Истцы Обходимова М.Н., Бабаева О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Буравлев Д.И., Сорочинский В.Г., Сорочинский Н.В., а также представители ОАО «Алтайские гербициды» и администрации г.Яровое в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Истцы Горелова С.В., Дружинин В.П. Пустовойтенко А.Е., Пустовойтенко А.И., Мусухранов Н.Н., и представитель истцов подержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истцов и их представителя, суд пришел к следующему выводу:

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) «коммунальные услуги» – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Названными Правилами установлено, что "ресурсоснабжающая организация" – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; «горячее водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

В судебном заседании было установлено, что ОАО «Алтайские гербициды» является предприятием, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению и отоплению населению г. Яровое с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Мировой судья с учетом положений ч.4 ст. 154 ЖК РФ пришел к правильному выводу о том, что горячее водоснабжение и отопление относится к коммунальным услугам.

Также по делу установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных г.Яровое, Алтайского края и потребителями услуг теплоснабжения, в т.ч. по горячей воде, предоставляемых ресурсоснабжающей организаций - ОАО «Алтайские Гербициды».

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений – в настоящее время статья изменена Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В настоящее время нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.15 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Постановлением правительства РФ от 14.07.2008 N 520 были утверждены «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, из которых следует, что тариф на горячую воду относится к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п\п 2 пункт 6).

Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Согласно пункту 47 указанных «Основ ценообразования…», тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Пунктом 48 «Основ ценообразования…», установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Согласно пунктов 1,13,17 «Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных Постановлением правительства РФ от 14.07.2008 N 520, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия. По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений – в настоящее время изменена Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывался по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время размер такой платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

То есть, до 2011 года предельный тариф на тепловую энергию, предоставляемую конкретной ресурсоснабжающей организацией устанавливался органом регулирования субъекта РФ (в Гкал), после чего уполномоченный орган местного самоуправления должен был устанавливать размер платы (но не тариф) для потребителей коммунальной услуги по горячему водоснабжению (стоимость 1 куб.м. горячей воды на 1 человека) и отоплению (цена 1 Гкал на 1 кв.м жилой площади).

По делу установлено, что 27 ноября 2007 года постановлением администрации г. Яровое № 847 на основании решения ГУ экономики и инвестиций № 64 от 22 октября 2007 года были утверждены тарифы на отопление и горячее водоснабжение, введенные в действие с 01 января 2008 года (том 1 л.д.323).

На 2009 год и первое полугодие 2010 года новый тариф (размер платы) на горячее водоснабжение (жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые ОАО «Алтайские Гербициды») и на отопление с 2009 года по 2010 год органом местного самоуправления не утверждался.

Как установлено судом, ОАО «Алтайские Гербициды» в указанные периоды определяло размер платы за услуги по горячему водоснабжению, а также отоплению за 2009-2010 г.г. и выставляло счета исходя из тарифов, установленных постановлениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 от 25 ноября 2008 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию поставляемую ОАО «Алтайские гербициды» (действовали с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года) и № 207 от 16 декабря 2009 года (действовали с 1 января 2010 г.).

Именно исходя из тарифов тепловую энергию, указанных в постановлениях Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 от 25 ноября 2008 года и № 207 от 16 декабря 2009 года, истцами в 2009-2010 году были оплачены счета, выставленные ОАО «Алтайские Гербициды» за услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Предъявляя требования о взыскании с ответчика сумм переплат за отопление и горячее водоснабжение, истцы исходили из того, что соответствующее счета за жилищно - коммунальные услуги должны были выставляться ОАО «Алтайские Гербициды» за 2009-2010 г.г. исходя из постановления администрации г. Яровое № 847 от 27.11.2007 года, без учета последующих постановлений Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 122 и № 207, увеличивающих стоимость названных услуг.

Мировой судья правомерно счел необоснованными доводы истцов о необходимости применения к спорным правоотношениям по оплате услуг по горячему водоснабжению и отоплению за 2009-2010 г.г. постановления администрации г. Яровое № 847 от 27.11.2007 года.

Так, постановлением администрации г.Яровое № 525 от 10 мая 2011 года п\п 1 пункта 1 постановления № 847 был отменен в части установленного тарифа на отопление с 01 января 2008 года (том 2 л.д.60).

Названное постановление № 525 от 10 мая 2011 года было оспорено, при этом решением Яровского районного суда от 16 июня 2011 года пункт 1 данного муниципального правового акта был признан недействующим. Однако, определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 03 августа 2011 года (дело № 33-6693/2011), решение Яровского районного суда было отменено, с принятием нового решения – об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое постановление не противоречило закону (том 1 л.д.315).

Кроме этого, судебная Коллегия прямо указала, что утверждение тарифов на отопление не входило в компетенцию администрации г.Яровое.

Таким образом, тарифы на отопление, установленные постановлением администрации г.Яровое № 847 от 27.11.2007 года были отменены с 01 января 2008 года и являются недействующими. Оснований для их применения на 2009 - 2010 г.г. не имелось, на что и было обоснованно указано мировым судьей.

Также, ОАО «Алтайские гербициды» оспорили постановление администрации г.Яровое № 847 от 27 ноября 2007 года «Об утверждении тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения г.Яровое», в части установления тарифа на горячее водоснабжение. Арбитражный суд Алтайского края своим решением от 03 октября 2011 года в указанной части признал названное постановление не соответствующим ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» также отразив, что администрация г. Яровое не обладала полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию, в т.ч. на горячее водоснабжение (том 2 л.д.61-63).

Указным решением действительно было отказано в удовлетворении требования о признании недействующим тарифа на горячее водоснабжение в период с 01.01.2008 г. по 01.07.2010 г., однако данное обстоятельство не означает того, что администрация обладала правом на установление указанного тарифа, и что ОАО «Алтайские гербициды» при начислении оплаты на горячее водоснабжение должны были исходить именно из оспариваемого постановления.

Кроме этого, постановление № 847 от 27.11.2007 года было признано утратившим силу в части горячего водоснабжения постановлением администрации г.Яровое № 262 от 18 мая 2010 года (том 2 л.д.59).

Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика денежных средств за горячую воду в период с 01 января 2009 года по 01 июля 2010 года, а также за отопление 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года не имеется, поскольку постановление администрации г.Яровое № 847 от 27.11.2007 года является недействующим и противоречащим закону, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

С учетом вышеизложенного, суд считает решение мирового судьи судебного участка г. Яровое от 10 октября 2011 года обоснованным и законным, а поэтому апелляционная жалоба истцов удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка г.Яровое от 10 октября 2011 года по искам Обходимовой М.Н., Бабаевой О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Гореловой С.В., Дружинина В.П. Пустовойтенко А.Е., Буравлева Д.И., Сорочинского В.Г., Сорочинского Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранова Н.Н. к ОАО «Алтайские гербициды» о защите прав потребителей, оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаевой О.А., Моша А.Ю., Кюнле М.В., Гореловой С.В., Дружинина В.П. Пустовойтенко А.Е., Буравлева Д.И., Сорочинского В.Г., Сорочинского Н.В., Пустовойтенко А.И., Мусухранова Н.Н. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.И. Косых