Дело *******/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.Яровое ******* года
Яровской районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Чистоходовой Н.Г при секретаре Сергеевой А.В., с участием прокурора Кузнецовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сажневой *******, Соболева *******, Курковой ******* о признании недействующим нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления г. Яровое Алтайского края, о признании недействующим нормативного правового акта исполнительного органа местного самоуправления г. Яровое Алтайского края,
У С Т А Н О В И Л :
Соболев Н.Н., Куркова С.В., Сажнева Н.В. обратились в Яровской районный суд Алтайского края с заявлением о признании недействующими с момента принятия решения ГСД г. Яровое от 12.05.2010 года № 96 «Об определении администрации города Яровое как органа регулирования муниципального образования город Яровое Алтайского края, который осуществляет полномочия в области регулирования цен(тарифов ) и надбавок на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на подключение на территории города Яровое», а также постановления администрации г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 238 «Об установлении тарифов на водоснабжение и услуги по водоотведению, реализуемые и оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал», на услуги по утилизации ( захоронению) ТБО, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство». В обосновании своих требований заявители указали, что данные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления противоречат уставу г. Яровое Алтайского края, согласно которому установление тарифов на ЖКУ производится только на основании решений ГСД г. Яровое. Полагая, что их права нарушены, заявители обратились в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании Сажнева Н.В., действующая в своих интересах, а также на основании доверенностей в интересах Курковой С.В. и Соболева Н.Н., уточнила заявленные требования, просила суд признать недействующими с момента принятия решение Городского Собрания Депутатов г. Яровое Алтайского края ( далее ГСД г. Яровое ) от 12.05.2010 года № 96 «Об определении администрации города Яровое как органа регулирования муниципального образования город Яровое Алтайского края, который осуществляет полномочия в области регулирования цен(тарифов ) и надбавок на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на подключение на территории города Яровое», а также п. п. 4 и 5 постановления администрации г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 238 «Об установлении тарифов на водоснабжение и услуги по водоотведению, реализуемые и оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал», на услуги по утилизации ( захоронению) ТБО, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство».
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц ООО «Водоканал» и ООО «Благоустройство», действующая на основании доверенностей, ******* возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными, а оспариваемые нормативно-правовые акты вынесенными в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание не явились заявители Соболев Н.Н. и Куркова С.В., о месте и времени слушания извещенные надлежащим образом, причин неявки не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц администрации г. Яровое Алтайского края и Городского Собрания депутатов г. Яровое Алтайского края, о месте и времени слушания извещенные надлежащим образом.
В судебное заседание представлено ходатайство главы администрации г. Яровое Алтайского края об отложении слушания по делу в связи с выездом своего представителя в командировку и нахождением другого специалиста в отпуске.
Представитель Городского Собрания депутатов г. Яровое Алтайского края, причин неявки не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Суд, рассмотрев названное ходатайство приходит к выводу о неуважительности причин неявки представителя заинтересованного лица администрации г. Яровое Алтайского края в судебное заседание, так как администрация г. Яровое Алтайского края, равно как и Городское Собрание депутатов г. Яровое Алтайского края в силу положений устава муниципального образования г. Яровое (ст. 42 и ст. 23) наделены правами юридического лица и не лишены возможности в связи с занятостью ( либо нахождением в отпуске ) одного из своих представителей, направить в суд другое лицо для защиты своих интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 252 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителей Соболева Н.Н. и Курковой С.В., а также представителей администрации г. Яровое Алтайского края и Городского Собрания депутатов г. Яровое Алтайского края.
Выслушав доводы Сажневой Н.В., действующей в своих интересах, а также в интересах Курковой С.В. и Соболева Н.Н., представителя ООО «Водоканал « и ООО «Благоустройство», заключение прокурора, полагавшего в заявлении отказать в полном объеме в связи с их необоснованностью, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного Алтайским краевым центром государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ******* года сер.******* *******, Соболев Н.Н. является единоличным собственником нежилого помещения общей площадью ******* кв.м., расположенного по адресу г. Яровое Алтайского края *******, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись *******-******* (л.д. 148)
Куркова С.В. является единоличным собственником квартиры № ******* д. ******* по кв. «*******» г. Яровое Алтайского края, что подтверждается правоустанавливающими документами, имеющимися в материалах дела (л.д. 147)
В судебном заседании также было установлено, что Сажнева Н.В. является собственником ******* доли в жилом доме, расположенным по адресу г. Яровое Алтайского края ******* (л.д. 146)
Согласно информации МРИ ФНС № 9 по Алтайскому краю от ******* года № *******, на территории г. Яровое Алтайского края расположены МУП «*******», МУП «*******», ООО «Благоустройство», ООО «Водоканал». Данные юридические лица занесены в ЕГРЮЛ, поставлены на налоговый учет, на момент вынесения решения по настоящему делу их деятельность не прекращена и не приостановлена. (л.д. 200-203).
Устав МУП «*******»» утвержден постановлением администрации г. Яровое Алтайского края от ******* года *******. (л.д. 107-110)
В соответствии с п. 2.2. названного Устава, одним из приоритетных направлений деятельности МУП «*******» является уборка территории и аналогичная деятельность, удаление и обработка твердых отходов. (л.д.108)
Названное предприятие имеет лицензию сроком до ******* года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 105-106).
Устав МУП «*******» » утвержден постановлением администрации г. Яровое Алтайского края от ******* года *******. (л.д. 114-117)
В соответствии с п. 2.2. названного Устава, одним из приоритетных направлений деятельности МУП «****» является удаление и обработка сточных вод; сбор и очистка воды ; распределение воды (л.д. 115)
Указанное предприятие имеет лицензию сроком до ******* года на добычу питьевых подземных вод на Яровском месторождении для хозяйственно – питьевого водоснабжения г. Яровое (л.д. 118).
Устав ООО «Благоустройство» утвержден решением участника ******* года (л.д. 178-184).
Устав ООО «Водоканал» утвержден решением участника ******* года (л.д. 189-195).
Судом установлено, что на момент вынесения решения по делу, ООО «Благоустройство» и ООО «Водоканал « с момента своего создания услуги населению по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения соответственно, не оказывали и не оказывают в связи с отсутствием лицензий на осуществление данных видов деятельности.
Курковой С.В., Сажневой Н.В. и Соболеву Н.Н, вышеназванные коммунальные услуги на момент вынесения решения по делу оказывают МУП «*******» и МУП «*******», что не отрицается стороной заявителей и подтверждается материалами дела (л.д. 93-104,113).
Судом установлено, что 12.05.2010 года на внеочередной двадцать восьмой сессии ГСД г. Яровое Алтайского края пятого созыва, 12-тью депутатами ( из 18-ти установленных и 17 –ти избранных) единогласно было принято решение № 96 «Об определении администрации города Яровое как органа регулирования муниципального образования город Яровое Алтайского края, который осуществляет полномочия в области регулирования цен ( тарифов) и надбавок на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на подключение на территории города Яровое «.
Данное решение представительного органа местного самоуправления г. Яровое было опубликовано 17.05.2010 года в газете «Яровские вести « № 39( 144) в полном объеме.
В вышеназванном номере газеты было также опубликовано в полном объеме постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 238 «Об установлении тарифов на водоснабжение и услуги по водоотведению, реализуемую и оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал», на услуги по утилизации ( захоронению) ТБО, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство».
Пунктами 4 и 5 данного акта исполнительного органа местного самоуправления установлены тарифы на холодную воду и услуги по водоотведению реализуемую и оказываемые всем группам потребителей ООО «Водоканал» ; по утилизации ( захоронению ) ТБО, оказываемую потребителям ООО « Благоустройство» соответственно без учета надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса с 01.07.2010 года.
Постановлением администрации г. Яровое Алтайского края за № 339 от 23.06.2010 года, опубликованном в полном объеме в спецвыпуске газеты «Яровские вести « б/н от 01.07.2010 года, вышеназванное постановление от 12.05.2010 года было отменено.
Решение ГСД г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 96 на момент рассмотрения дела не изменено, полностью или в части не отменено.
Согласно ч.1 и п. 5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).( ч. 4 ст. 154 ЖК РФ)
Согласно абз.2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" под "коммунальными услугами « понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу п.4 и 24 ч.1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. ( ст. 16.1 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ)
Аналогичная норма закреплена в п. п.4 и 24 ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 8 устава г. Яровое Алтайского края как действующего в редакции на момент принятия оспариваемых актов, так и в редакции на момент вынесения решения суда по настоящему делу.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4.1 ч.1 ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Аналогичная норма закреплена в п. 5 ч.1 ст. 7 устава г. Яровое Алтайского края как действующего в редакции на момент принятия оспариваемых актов, так и в редакции на момент вынесения решения суда по настоящему делу.
Согласно ч.2 ст. 5 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ « ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА», органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса среди прочих осуществляют полномочия по определению метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; установлению системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласованию производственных программ организаций коммунального комплекса; утверждению технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассмотрению проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; осуществлению расчета цен (тарифов) для потребителей; установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; публикации информации о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
При этом, ч.1 ст. 5 указанного федерального закона к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относит только 3 полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а именно : утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также для регулирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, в соответствии с требованиями вышеупомянутого федерального закона, а также ОСНОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520, органы местного самоуправления создают органы регулирования муниципальных образований, которые в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 ст. 5 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.
Поскольку иного не предусмотрено федеральным законодательством, в соответствии с требованиями ст.ст. 7, 23, 25, 32, 58, 60, 63 Устава муниципального образования город Яровое, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 24.11.2008 года, а также Регламента ГСД г. Яровое, утвержденного 01.12.2008 года ( действующих в редакции по состоянию на 12.05.2010 года ), своим решением от 12.05.2010 года за № 96, в рамках своих полномочий представительный орган местного самоуправления г. Яровое определил таким органом регулирования администрацию г. Яровое Алтайского края.
Названое решение ГСД г. Яровое не противоречит также положениям устава г. Яровое Алтайского края, действующего в редакции на момент разрешения настоящего дела по существу.
В соответствии с ч.1 ст. 37 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 54 устава муниципального образования город Яровое, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 24.11.2008 года, (действующего в редакции по состоянию на 12.05.2010 года ), администрация города осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством, настоящим уставом и решениями городского собрания депутатов.
Данное положение сохранено в ст. 54 устава города Яровое в редакции на момент рассмотрения дела.
Таким образом, администрация города Яровое, определенная решением ГСД г. Яровое как орган регулирования в сфере регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, вправе принимать решения об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, за исключением установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Судом также было установлено, что оспариваемое заявителями постановление администрации г. Яровое не противоречит ст. 7, ст. 46, 50,, 58,61,63 Устава муниципального образования город Яровое, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 24.11.2008 года, действующего в редакции по состоянию на 12.05.2010 года.
При этом суд не может согласиться с доводами заявителя и представителя заявителей Сажневой Н.В. о том, что п. п. 4 и 5 постановления администрации г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 238 приняты в нарушение положений устава города Яровое в той части, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги является исключительной прерогативой представительного органа местного самоуправления, исходя из следующего.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления.
Указанное положение федерального закона без изъятий и дополнений воспроизведено и в ст. 26 устава города Яровое Алтайского края, действующего в редакции на момент принятия оспариваемых актов представительного и исполнительного органа местного самоуправления, а также на момент рассмотрения дела по существу.
Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы федерального закона, а также положения устава г. Яровое, к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится не непосредственное установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, а лишь определение порядка установления тарифов на услуги данных юридических лиц.
Указанными полномочиями ГСД г. Яровое Алтайского края воспользовалось, приняв соответствующие решения 21.12.2005 года № 173 ( на момент вынесения решения по делу утратило силу ) и 29.06.2010 года за № 110 ( действующие на момент рассмотрения дела
).
Согласно решения ГСД г. Яровое № 29.06.2010 года за № 110, действующего в редакции на момент рассмотрения дела по существу и никем не оспоренного, органом регулирования цен ( тарифов) на услуги ( в том числе на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства) муниципальных предприятий является администрация г. Яровое.
ПО вышеназванным основаниям суд не принимает также доводы заявителя и представителя заявителей Сажневой Н.В. о том, что решение ГСД г. Яровое Алтайского края № 96 от 12.05.2010 года не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования., т.е является неопределенным, допускающим неоднозначное толкование в части определения организационно-правовой формы юридических лиц в отношении которых администрация г. Яровое имеет право осуществлять полномочия по регулированию цен ( тарифов) и надбавок на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на подключение на территории г. Яровое.
Согласно п.1 ч.1 ст. 2 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА», его требования распространяются на организации коммунального комплекса - юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, независимо от их организационно-правовой формы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.( п. 9 постановления ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2007 г. N 48 « О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ»).
Согласно ч. 4 ст. ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что вышеупомянутое решение ГСД от 12.05.2010 года № 96 и постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 12.05.2010 года № 238 являются нормативными правовыми актами, поскольку отвечают всем его существенным признакам: они приняты в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления ;в них содержатся правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Суд также приходит к выводу о том, что названные оспариваемые правовые акты приняты и опубликованы в форме и порядке, уставленном уставом города Яровое, действующего в редакции как на момент принятия данных актов, так и на момент вынесения решения по делу, а также в соответствии с нормами и требованиями ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
При этом, поскольку оспариваемое постановление администрации г. Яровое от 12.05.2010 года № 238 было отменено до начала своего применения, а именно до 01.07.2010 года, суд приходит к выводу о том, что данный акт не породил правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителей и других лиц.
Однако, заявители вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части ( п. 11 постановления ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2007 г. N 48 « О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ»).
Судом также установлено, что 29.06.2010 года за № 346 администраций г. Яровое Алтайского края принято постановление «Об установлении тарифов на водоснабжение и услуги по водоотведению, реализуемую и оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал», на услуги по утилизации ( захоронению) ТБО, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство», пунктами 4 и 5 которого установлены тарифы на холодную воду и услуги по водоотведению реализуемую и оказываемые всем группам потребителей ООО «Водоканал» ; по утилизации ( захоронению ) ТБО, оказываемую потребителям ООО « Благоустройство» соответственно без учета надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса с 01.08.2010 года.
Данное постановление опубликовано в полном объеме в спецвыпуске газеты «Яровские вести « б/н от 01.07.2010 года.
На момент вынесения решения по настоящему делу, названное постановление исполнительного органа местного самоуправления г. Яровое Алтайского края ни кем не оспорено, не отменено, его действие не приостановлено.
При этом суд не принимает доводы заявителя и представителя заявителей САжневой Н.В. о том, что публикация новой редакции устава г. Яровое Алтайского края, постановлений администрации г. Яровое Алтайского края от 23.06.2010 года № 339 и от 29.06.2010 года № 346 в спецвыпуске газеты «Яровские вести» не является надлежащей публикацией нормативных правовых актов по следующим основаниям.
Как было установлено судом, газета «Яровские вести « в соответствии с Уставом города Яровое ( как в старой, так и новой редакции) определена в качестве источника официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Яровое Алтайского края.
Опубликование нормативно правых актов в спецвыпуске газеты «Яровские вести «не противоречат как положениям Устава города Яровое, так и требованиям федерального законодательства, поскольку как было установлено в судебном заседании, данные спецвыпуски газеты, в том числе в которых были опубликованы вышеназванные решения и постановления, являются доступными для ознакомления с их содержанием для лиц, права и свободы которых они затрагивают.
Судом установлено, что при подаче заявления в суд одним из заявителей - Сажневой Н.В. была уплачена государственная пошлина в размере ******* рублей.
Главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ ( п. 29 постановления ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 ноября 2007 г. N 48 « О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ»).
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей, а согласно ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы стороне возмещаются только при условии полного или частичного удовлетворения заявленных требований, соответственно понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано или на него принесено кассационное представление в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ******* года
Судья Н.Г. Чистоходова