о признании действий незаконными



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Номер обезличен Яровской районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи С.И.Косых

при секретаре М.Д. Чукаевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно - коммунального хозяйства Яровое» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Славгородский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с названным иском, указав в обоснование своих требований, что ответчик на территории г.Яровое осуществляют свою деятельность как управляющая компания, обслуживающая 49 многоквартирных домов, из которых лишь собственники жилья, проживающие в домах №.№. Номер обезличен утвердили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год.

Собственники остальных домов размер такой платы на общем собрании не установили, в связи с чем МУП «УК ЖКХ Яровое» с Дата обезличена в отношении них применяет размер платы за управление, содержание и ремонт жилого помещения, установленный директором данного муниципального предприятия и утвержденный главой администрации г.Яровое.

Прокурор отразил, что указанная плата не может применяться МУП «УК ЖКХ Яровое» в связи с тем, что на территории г.Яровое утверждение цен и тарифов, на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, а также установление соответствующих тарифов ЖКХ относится к полномочиям Городского собрания депутатов г.Яровое.

В связи с вышеизложенным, межрайонный прокурор полагал, что применение с 01.02.2010 года МУП «УК ЖКХ Яровое» платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, установленной руководителем управляющей компании и утвержденной главой администрации г.Яровое (для тех домов, собственники которых не приняли решения об установлении размера соответствующей платы), противоречит нормам ЖК РФ и нарушает права граждан.

На основании изложенного, Славгородский межрайонный прокурор просил суд:

1) Признать незаконным действие МУП «УК ЖКХ Яровое», выразившееся в принятии платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МУП «УК ЖКХ Яровое» на 2010 год;

2) Признать незаконным действие МУП «УК ЖКХ Яровое», выразившиеся в применении с Дата обезличена года платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МУП «УК ЖКХ Яровое» на 2010 год, к собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах г. Яровое по адресу: - ...

В судебном заседании прокурор доводы иска поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил суд: признать незаконным действие МУП «УК ЖКХ Яровое», выразившиеся в применении и начислении в период с Дата обезличена платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МУП «УК ЖКХ Яровое» на 2010 год, утвержденной 11 января 2010 года главой администрации г. Яровое, к собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах г. Яровое по адресу: ... ... Иск просил удовлетворить в пределах уточнения.

Представитель МУП «УК ЖКХ Яровое» заявил о признании иска, адресовав суду соответствующее заявление (л.д.268). Право представителя на признание иска, содержится в представленной доверенности (л.д.244).

Представитель третьего лица - администрации г.Яровое, отнес решение по делу на усмотрение суда.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком МУП «УК ЖКХ Яровое», исходя из следующего:

В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соотвествии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соотвествии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Пункт 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества может обеспечиваться собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п.17 Правил).

В судебном заседании установлено, что МУП «УК ЖКХ Яровое» является муниципальным предприятием, осуществляющим управление 49 многоквартирными домами, расположенными в г. Яровое, что составляет около 41.53% от общего количества всех многоквартирных домов, находящихся в указанном муниципальном образовании (л.д.6-7,13).

Названные многоквартирные дома находятся в г. Яровое по адресам: ...

В марте 2009 года, на основании ч.3 ст. 161 ЖК РФ собственники жилых помещений в вышеуказанных многоквартирных домах на общих собраниях выбрали такой способ управления как управление многоквартирным домом управляющей организацией, выбрав в качестве таковой МУП «УК ЖКХ Яровое» (л.д.143-188).

В соотвествии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

01 апреля 2009 года с собственниками жилых помещений были заключены договора управления многоквартирным домом, в соотвествии с п.2.1. которого МУП «УК ЖКХ Яровое» по заданию собственника обязалась за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества (л.д.42-142).

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В соотвествии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Частью 4 ст. 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Как следует из представленных материалов, из 49 многоквартирных домов, обслуживаемых МУП «УК ЖКХ Яровое» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год (с 01 февраля 2010 года) был установлен лишь собственниками домов ... ...

Собственники иных жилых многоквартирных домов, управление которых осуществлялось МУП «УК ЖКХ Яровое», решения по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год не приняли.

Поэтому, начиная с 01 февраля 2010 года по 30 июня 2010 года ответчик при начислении соответствующей оплаты вышеуказанным собственникам, исходил из «Платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого УК ЖКХ Яровое на 2010 год», утвержденной 11 января 2010 года главой администрации г.Яровое и устанавливающей тарифы на содержание общего имущества муниципального жилфонда (л.д.14).

Данное обстоятельство было прямо подтверждено пояснениями представителя ответчика, отразившего также, что после 30 июня 2010 года, к оплате счета по данным тарифам не выставлялись, в связи прекращением договоров управления с собственниками многоквартирных домов с 01 июля 2010 года (л.д.256).

Суд считает обоснованными доводы прокурора о незаконности действий ответчика, заключающихся в применении данной «Платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого УК ЖКХ Яровое на 2010 год», утвержденной 11 января 2010 года главой администрации г.Яровое исходя из следующего:

Как указывалось ранее, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В соотвествии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают в т.ч. полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ст. 26, 29 Устава муниципального образования г.Яровое (в редакции, действовавшей в момент возникновение спорных правоотношений) решение вопросов об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений относится к полномочиям городского собрания депутатов (ГСД) г. Яровое (л.д. 22 – оборот, л.д.23).

Решением ГСД № 173 от 21 декабря 2005 года был утвержден «Порядок установления цен и тарифов на продукцию, товары, работы и услуги муниципальных предприятий и учреждений на территории г. Яровое», в котором ГСД также было определено как орган, устанавливающий соответствующие цены и тарифы (л.д.247-255).

Городское собрания депутатов (ГСД) г. Яровое, реализуя свои полномочия до 2009 года (включительно) устанавливало цены на жилищно-коммунальные услуги, включая плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и собственников тех жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решения об установлении платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений (л.д.211-228).

Администрация города Яровое вышеуказанными полномочиями в период возникновения спорных правоотношений наделена не была (ст. 42, 46, 49-53 Устава л.д.26- оборот, л.д. 27-30).

Лишь решением ГСД г. Яровое № 96 от 12 мая 2010 года администрация г. Яровое была определена как орган, к полномочиям которого относятся регулирование цен, надбавок на жилищно - коммунальные услуги и тарифов на подключение. Данное решение было опубликовано в газете «Яровские вести» 17 мая 2010 года и с указанного момента вступило в силу (л.д.206-207).

Соответственно, до 17 мая 2010 года администрация города Яровое в лице главы (л.д.229) не могла устанавливать (утверждать) размер платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и собственников тех жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решения об установлении платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, поскольку это относилось к полномочиям ГСД г. Яровое (на 2010 год соответствующую плату данный орган не утверждал).

Кроме этого, суд отмечает, что поскольку такой акт как «Плата за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого УК ЖКХ Яровое на 2010 год», утвержденный 11 января 2010 года главой администрации г. Яровое закреплял тарифы, обязательные для потребителей, был рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование отношений в сфере установления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, он подлежал опубликованию в газете «Яровские вести» (п.63 Устава), однако такой публикации не осуществлялось (л.д.255).

В соотвествии со ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет иск межрайонного прокурора и признает незаконным действие МУП «УК ЖКХ Яровое», выразившиеся в применении и начислении в период Дата обезличена «Платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МУП «УК ЖКХ Яровое» на 2010 год», утвержденной 11 января 2010 года главой администрации г. Яровое, к собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах г. Яровое Алтайского края по адресу: ... ...

Вопрос о возложении на ответчика обязанности по осуществлению перерасчета оплаты за содержание и ремонт общего имущества с 01 февраля 2010 года по 30 июня 2010 года судом не разрешается, такое требование не заявлялось. При этом суд также отмечает, что в рассматриваемой ситуации перерасчет носит имущественный и определенный характер, размер суммы перерасчета зависит от площади жилого помещения каждого собственника и фактической оплаты им услуг за содержание и ремонт общего имущества за вышеуказанной период, а поэтому такой перерасчет должен осуществляться в отношении каждого из потребителей индивидуально.

Кроме этого, ответчиком в ходе судебного заседания было заявлено, что перерасчет будет произведен им в добровольном порядке.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с МУП «УК ЖКХ Яровое» в доход местного бюджета надлежит взыскать судебные расходы в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным действие муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно - коммунального хозяйства Яровое», выразившееся в применении и начислении в период с Дата обезличена «Платы за управление, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилищного фонда, обслуживаемого МУП «УК ЖКХ Яровое» на 2010 год», утвержденной 11 января 2010 года главой администрации г. Яровое, к собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах г. Яровое Алтайского края по адресу: ... ...

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно - коммунального хозяйства Яровое» в доход местного бюджета судебные расходы в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено Дата обезличена

Председательствующий: С.И. Косых