Дело № 2 –52 / 2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года г. Яровое
Яровской районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косых С.И.
при секретаре Чукаевой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соболева Н.Н. об оспаривании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Соболев Н.Н. обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование своих требований, что определениями Яровского районного суда от 25 июня 2010 года и от 04 октября 2010 года в его пользу с городского собрания депутатов г. Яровое были взысканы судебные расходы в размере 500 и 3000 рублей. При вступлении указанных судебных актов в законную силу, судом были выданы два исполнительных листа о взыскании с ответчика денежных средств на указанные суммы.
Заявитель отразил, что он предъявил исполнительные документы в Славгородский межрайонный отдел судебных приставов, где 22 сентября 2010 года и 25 октября 2010 года были возбуждены исполнительные производства, которые впоследствии были окончены 14 декабря 2010 года в связи с невозможностью взыскания.
Соболев Н.Н. исходя из разъяснений судебного пристава –исполнителя и требований Бюджетного Кодекса РФ, обратился с заявлением об исполнении судебных актов в финансовый орган муниципального образования г. Яровое - в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое, который 27 декабря 2010 года немотивированно возвратил все документы без исполнения.
Соболев Н.Н. повторно обратился в Славгородский МОСП, где ему было отказано в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на необходимость предъявления исполнительных документов в финансовый орган муниципального образования.
На основании вышеизложенного, учитывая, что 27 декабря 2010 года исполнительные документы уже предъявлялись в финансовый орган муниципального образования и были возвращены как неподлежащие исполнению, Соболев Н.Н. просил суд признать незаконными действия председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое, вернувшей исполнительные листы без исполнения до истечения установленного законом срока, обязать выполнить требования Бюджетного Кодекса РФ, а также взыскать с финкомитета 200 рублей госпошлины.
Соболев Н.Н. и представитель городского собрания депутатов в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Соболева Н.Н. в полном объеме подержала доводы и требования, изложенные в заявлении, отразив, что неправомерным возвратом исполнительных документов были нарушены права заявителя на своевременное получение присужденных судом денежных средств.
Представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое указал на необоснованность требований Соболева Н. Н., пояснив, что оснований для исполнения судебных актов за счет средств местного бюджета не имеется, поскольку Комитет к участию в деле не привлекался и указание на взыскание судебных расходов за счет средств казны муниципального образования в судебных постановлениях отсутствует. Полагал, что городское собрание депутатов г.Яровое должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соотвествии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По делу установлено, что решением Яровского районного суда от 25 февраля 2009 года по делу № 2-78/2009, № 2-79/2009, было частично удовлетворено требование Соболева Н.Н. - признан недействующим с 01 февраля 2009 года пункт 4 решения № 100 городского собрания депутатов г. Яровое от 25 декабря 2008 года, а также пункт 3 приложения № 1 к решению № 100 городского собрания депутатов г. Яровое от 25 декабря 2008 года в части установления тарифа за вывоз бытовых отходов для коммунального сектора в размере 0,68 руб. за 1 м.кв. (л.д. 81).
Определением Яровского районного суда от 25 июня 2010 года в рамках указанного гражданского дела с городского собрания депутатов муниципального образования г.Яровое в пользу Соболева Н.Н. было взыскано 500 рублей понесенных судебных расходов (л.д. 84-87).
Также, решением Яровского районного суда от 14 октября 2009 года по делу № 2-279/2009, № 2-280/2009, было удовлетворено требование Соболева Н.Н. о признании недействующим с 16 апреля 2009 года пункта 3 решения № 15 городского собрания депутатов г. Яровое от 31 марта 2009 года «Об установлении цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для потребителей г. Яровое на 2009 год» (л.д.91).
Определением Яровского районного суда от 04 октября 2010 года в рамках указанного дела с городского собрания депутатов муниципального образования г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. было взыскано 3 000 рублей в счет возмещения судебных расходов - услуг представителя (л.д.92).
При выступлении вышеуказанных определений Яровского районного суда в законную силу, Соболеву Н. Н. были выданы исполнительные листы о взыскании с городского собрания депутатов муниципального образования г. Яровое судебных расходов в размере 500 рублей и 3 000 рублей (л.д.93-96), которые были предъявлены для исполнения в Славгородский МОСП.
Соответствующие исполнительные производства были возбуждены в Славгородском МОСП 22 сентября 2010 года и 25 октября 2010 года (л.д.6-7). Данные производства были окончены 14 декабря 2010 года, а исполнительные листы возвращены взыскателю в виду того, что городское собрание депутатов является бюджетным учреждением и не имеет открытых счетов в банках и иных кредитных учреждениях (л.д. 9-10).
16 декабря 2010 года Соболев Н.Н. предъявил исполнительные документы непосредственно в финансовый орган муниципального образования г. Яровое - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое (л.д.13-14), при этом уже 27 декабря 2010 года и.о. председателя названного Комитета Веремеенко Л.Н. возвратила заявителю исполнительные документы как неподлежащие исполнению (л.д.15).
При повторном обращении в Славгородский МОСП, Соболеву Н.Н. было отказано в возбуждении исполнительного производства, при этом разъяснено о необходимости предварительного обращения в финансовый орган муниципального образования, с указанием, что лишь при неисполнении судебного решения за счет средств бюджета в течении трехмесячного срока, исполнительный лист может быть предъявлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов (л.д.4-5).
Решением Яровского районного суда от 20 января 2011 года действия судебного пристава – исполнителя, отказавшего в возбуждении исполнительно производства, признаны правомерными (л.д. 19-20).
Суд считает действия и.о. председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое, возвратившей исполнительные документы без исполнения до истечения 3-х месячного срока, установленного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ, неправомерными по следующим основаниям:
В соотвествии со ст.ст. 22-23 Устава муниципального образования г.Яровое Алтайского края, городское собрание депутатов (ГСД) входит в структуру органов местного самоуправления городского округа и является постоянно действующим представительным органом (л.д.41-42).
В силу п.3 ст.71 Устава, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета города (л.д.63).
Согласно ч.4 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пунктов 5-6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое, названный Комитет является органом местного самоуправления, структурным подразделением администрации города, обладающим статусом юридического лица в форме муниципального учреждения, может выступать истцом и ответчиком в суде (л.д.74). Основными задачами и целями Комитета в т.ч. являются осуществление общего руководства организацией финансов в муниципальном образовании г.Яровое; организация финансово-бюджетного планирования и исполнение бюджета муниципального образования.
В силу п.3.43 вышеуказанного Положения, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Яровое осуществляет исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города (л.д.75-оборот).
С 01 ноября 2010 года Веремеенко Л.Н. является и.о. председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое (л.д. 73) в обязанности которого в силу должностной инструкции входит управление доходами и расходами городского бюджета (л.д.69-70).
Согласно ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Согласно пункта 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и ФЗ РФ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов. Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст. 242.1 БК РФ).
Как указывалось ранее, 16 декабря 2010 года Соболев Н.Н. обратился в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое, представив все необходимые исполнительные документы и определения суда о взыскании денежных средств с городского собрания депутатов г. Яровое
Нарушения порядка предъявления к исполнению судебных актов, установленного статьей 242.1 БК РФ, по делу не выявлено, равно как не установлено судом и оснований для возврата взыскателю документов, поступивших в финкомитет на исполнение.
Поскольку должник (городское собрание депутатов МО г. Яровое) входит в структуру органов местного самоуправления, финансирование которых осуществляется за счет бюджета города, при этом взысканные судом расходы Соболев Н.Н. понес в результате издания городским собранием муниципального правового акта, не соответствующего закону, у и.о. начальника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое Л.Н. Веремеенко отсутствовали должные основания для возврата Соболеву Н.Н. предъявленных для исполнения судебных актов.
Суд считает, что возврат 27 декабря 2010 года исполнительных документов заявителю Соболеву Н.Н., как не подлежащих исполнению, имел преждевременный и незаконный характер. Доказательств обратного не представлено.
В соотвествии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет заявление и признает незаконным действие и.о. начальника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое Веремеенко Л.Н., выразившееся в возврате 27.12.2010 года Соболеву Н.Н. без исполнения исполнительных документов о взыскании с городского собрания депутатов МО г. Яровое денежных сумм в размере 500 и 3000 рублей.
Суд обязывает устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина путем возложения на и.о. начальника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое обязанности принять к исполнению исполнительные документы о взыскании с городского собрания депутатов МО г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. судебных расходов в размере 500 и 3 000 рублей.
Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях.
На основании изложенного, исходя из требований ст. 98 ГПК РФ с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. надлежит взыскать 200 рублей судебных расходов, складывающихся из оплаты заявителем государственной пошлины при подаче заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Соболева Н.Н. удовлетворить.
Признать незаконным действие и.о. начальника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Яровое Веремеенко Л.Н., выразившееся в возврате 27 декабря 2010 года Соболеву Н.Н. без исполнения исполнительных документов, выданных Яровским районным судом на взыскание с городского собрания депутатов муниципального образования г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. судебных расходов в размере 500 рублей и 3 000 рублей.
Обязать и.о. начальника Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Яровое принять к исполнению в порядке, предусмотренном ст.ст. 242.1 и 242.2 Бюджетного Кодекса РФ исполнительные документы, выданные Яровским районным судом на взыскание с городского собрания депутатов муниципального образования г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. судебных расходов в размере 500 рублей и 3 000 рублей.
Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Яровое в пользу Соболева Н.Н. 200 рублей судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18 февраля 2011 года.
Председательствующий С.И. Косых