Дело № 2-48/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года Яровской районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косых С.И.
при секретаре Чукаевой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марчук С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Яровое о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, установлении стажа работы с вредными условиями труда и возложении обязанности по назначению трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Марчук С.А. обратился в суд с названным иском к ГУ УПФР г.Яровое, указав в обоснование своих требований, что более 10 лет он работал на производствах с вредными условиями труда, в том числе с 19 февраля 1990 года по 19 октября 1994 года <данные изъяты> опытно-промышленного цеха Алтайского филиала Всесоюзного государственного Ордена трудового Красного знамени научно-исследовательского и проектного института химико - фотографической промышленности всесоюзного объединения Союзхимфото Министерства химической промышленности (далее по тексту Алтайский филиал ГосНИИ химфотопроекта).
Истец отразил, что по достижении 50-ти летнего возраста, имея необходимый страховой стаж и стаж во вредных условиях труда, он 09 ноября 2010 года обратился в ПФР г.Яровое с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано в виду отсутствия в уточняющей справке указания на постоянную занятость на работах с вредными условиями труда.
Марчук С.А. указал, он не может представить иную справку, поскольку предприятие ликвидировано, а в архивном фонде необходимые сведения отсутствуют.
На основании изложенного, Марчук С.А. просил суд установить период его работы в Алтайском филиале ГосНИИхимфотопроекта с 19.02.1990 года по 19.10.1994 года как работу в производствах с вредными условиями труда, а также обязать УПФР назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения, а именно с 09 ноября 2010 года.
В судебном заседании Марчук С.А. уточнил заявленные требования, просил суд: 1. признать незаконным решение ГУ - УПФР в г.Яровое от 17 ноября 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; 2. засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы с 19 февраля 1990 года по 19 октября 1994 года во вредных условиях труда в качестве <данные изъяты> опытно-промышленного цеха Алтайского филиала ГосНИИхимфотопроекта; 3. Обязать ГУ УПФР в г.Яровое назначить ему с 09 ноября 2010 года трудовую пенсию по старости на условиях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 ст.27 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ”.
Истец пояснил, что с 19 февраля 1990 года по 19 октября 1994 года он работал в Алтайском филиале ГосНИИхимфотопроекта при постоянной занятости в течение полного рабочего дня <данные изъяты> опытно-промышленного цеха, при этом его работа осуществлялась во вредных условиях, поскольку он лично участвовал в отработке технологического процесса производства химических компонентов, при этом производственные установки находились в корпусе 163, где постоянно происходил контакт с веществами 2и 3 класса опасности (бром, метанол, едкий нарт и пр.)
Марчук С.А. полагал, что он имеет необходимый стаж работы во вредных условиях труда, что дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Представитель ГУ УПФР в г.Яровое указал на необоснованность требований Марчук С.А., просил в иске отказать. Пояснил, что истцу правомерно было отказано в назначении пенсии по Списку №1, поскольку специальный стаж его работы в ГосНИИхимфотопроекта не может быть установлен лишь на основании уточняющей справки, в которой отсутствуют необходимые сведения, в т.ч. о постоянной занятости истца на производстве. Льготного стажа работы Марчук С.А., на другом предприятии - ОАО «Алтайхимпром» (7 лет 6 месяцев) не достаточно для назначения соответствующей пенсии.
Допрошенные в качестве свидетелей <данные изъяты> пояснили суду, что они работали вместе с Марчук С.А. в опытно-промышленном цехе Алтайского филиала ГосНИИхимфотопроекта, при этом работа истца происходила во вредных условиях труда, само производство только налаживалось и являлось опытным, а поэтому он (Марчук) постоянно находился в корпусе 163 и лично участвовал при технологическом процессе производства химических компонентов. Работа осуществлялась при полной занятости в течении рабочего дня.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон и свидетелей, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеуказанного закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей, на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.08.1956г. №1173 (редакция 27.09.1990г.), в разделе V111 «Химическое производство» предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках производства фтора, брома, хлора, йода, их соединений и сополимеров, фосфора, фосфорной кислоты и их производных, цианистых и роданистых соединений, производных бензоила, производных бензола…метанола, синтетического этанола…и пр.
О том, что рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день производствах и работах активированного угля; алюмогеля; аэрогеля; альдегидов и их производных; аминов, их соединений; аммиака (включая газовое сырье); активированного пиролюзита; асбовинила; белой сажи; брома, его соединений и пр.…, имеют право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях отражено в разделе V111 «Химическое производство» код 1080А000 -17541 Списка №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
Согласно п.4 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О Порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» работники опытных производств (заводов, цехов, участков, отделений или других структурных подразделений), входящих в состав научно - исследовательских, конструкторских организаций и образовательных учреждений, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии со Списками.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 19 февраля 1990 года истец Марчук С.А. был принят на работу в Алтайский филиал ГосНИИхимфотопроекта на должность <данные изъяты> и проработал в указанной должности до 19 октября 1994 года (л.д. 10- 11, 37,47-48).
09 ноября 2010 года Марчук С.А. обратился в ГУ – Управление ПФР в г.Яровое с заявлением о назначении ему пенсии по старости согласно подпункта 1 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» ( л.д.112-115).
17 ноября 2010 года решением пенсионного органа Марчук С.А. было отказано в назначении трудовой пенсии (л.д.118). Отказ в назначении пенсии был обоснован УПФР тем, что специальный стаж, в объеме, необходимом для назначения соответствующей пенсии по Списку №1, у истца отсутствует. Период работы истца в ГосНИИхимфотопроекте не был засчитан как льготный, по причине отсутствия в уточняющей справке сведений о полной занятости и характере работы Марчук С.А. Указано, что специальный стаж работы истца на другом предприятии (7 лет 6 месяцев) предоставляет ему право на трудовую пенсию по старости по достижении возраста 53 года.
Суд считает неправомерным отказ ответчика в назначении Марчук С.А. досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям:
Согласно пункту 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (разъяснение Минтруда от 22 мая 1996 г. N 29)
Согласно ст.13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда Алтайского края 26.12.2001 года Алтайский филиал Всесоюзного государственного Ордена Трудового Красного Знамени научно - исследовательский и проектный институт химико-фотографической промышленности Всесоюзного объединения Союзхимфото Министерства химической промышленности был признан банкротом, открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 20.11.2006г. конкурсное производство в отношении Алтайского филиала НИИхимфотопроекта было завершено, юр.лицо ликвидировано (л.д.35).
Судом направились запросы относительно работы Марчук С.А. в Алтайском филиале ГосНИИхимфотопроекта в краевой и муниципальный архив (л.д.30-31).
Государственный архив Алтайского края сообщил об отсутствии на хранении материалов в отношении указанного юридического лица (л.д. 33).
Соответствующий ответ и документы были получены из архивного отдела администрации г.Яровое (л.д.31-111) и с учетом иных исследованных доказательств, подтверждают факт работы Марчук С.А. в ГосНИИхимфотопроекте во вредных условиях труда, на должностях, предусмотренных Списком № 1.
Так, приказом Алтайском филиала Госниихимфотопроекта № 12 от 27 апреля 1990 года «О введении дополнительных льгот работникам опытно-промышленного цеха», для работников корпуса № 163 (где и осуществлял трудовую деятельность истец) был установлен сокращенный 6-ти часовой рабочий день, а также введены оклады и тарифные ставки с учетом особо вредных условий труда (л.д. 126). Факт получения доплат за вредность подтверждается лицевым счетом истца (л.д.55).
Из квалификационного справочника должностей служащих следует, что начальник цеха опытного производства осуществляет не только руководство деятельностью цеха, но и организует оказание технической помощи производственным участкам в освоении новой продукции и технологических процессов, участвует в испытании опытных образцов, обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и пр. (л.д.130, 130- оборот).
В уточняющей справке, выданной работодателем, отражено, что в период с 20.02.1990 г. по 19.10.1994 года Марчук С.А. работал в цехах и производствах, предусмотренных Списком №1 (л.д.17).
Согласно справке № 86 Регионального управления №128 ФМБА России (л.д.132) <данные изъяты> цеха непосредственно участвовали в отработке химического процесса компоненты голубой Н-500, поскольку производство являлось опытно-промышленным. Во время отработки технологического процесса <данные изъяты> находились на площадях размещения установки в помещении корпуса № 163.
Персонал на рабочих местах при эксплуатации опытно-промышленного производства, подвергался выраженным воздействием неблагоприятных факторов производственной среды: контактом с токсическими химическими веществами - метанолом, толуолом (3 класс опасности); бромом, бромистым водородом, едким натром (2 класс опасности). При эксплуатации участка осуществлялась отработка технологического процесса и, следовательно, отмечалось периодически повышенное содержание метанола, брома, толуола в воздухе рабочей зоны.
В соотвествии с п.3 ст.13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Учитывая факт ликвидации предприятия, суд принимает во внимание показания свидетелей <данные изъяты> лишь в части их пояснений о полной занятости Марчука С.А. в течение полного рабочего дня на работах в корпусе № 163 опытно-промышленного цеха Алтайского филиала ГосНИИхимфотопроекта.
Факт совместной работы истца и свидетелей в филиале ГосНИИхимфотопроекта за оспариваемый период, подтверждается их трудовыми книжками (л.д.146-149). Кроме этого, суд отмечает, что факт работы свидетеля <данные изъяты> <данные изъяты> во вредных условиях труда подтвержден решением суда, вступившим в законную силу (л.д.150-156).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о работе истца с 19 февраля 1990 года по 19 октября 1994 года во вредных условиях труда по Списку №1, а поэтому засчитывает в стаж работы Марчука С.А, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, весь период его трудовой деятельности в качестве <данные изъяты> опытно-промышленного цеха Алтайского филиала Всесоюзного государственного Ордена трудового Красного знамени научно-исследовательского и проектного института химико - фотографической промышленности всесоюзного объединения Союзхимфото Министерства химической промышленности.
Кроме этого, у истца имелся льготный стаж 7 лет 6 месяцев за период его работы в производстве соединений хлора и органических продуктов ОАО «Алтайхимпром», который ответчиком не оспаривался (л.д.7).
Поскольку необходимый возраст, страховой и специальный стаж у истца имелись (с учетом льготного стажа, признанного судом), у ответчика отсутствовали основания для отказа Марчуку С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что иск Марчука С.А. подлежит удовлетворению в полном объеме. В связи с чем, решение ответчика № 5 от 17 ноября 2010 года об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1, суд признает незаконным.
Статьей 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а поэтому досрочную трудовую пенсию по старости, предусмотренную п\п 1 п.1 ст.27 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ” истцу надлежит назначить с 09 ноября 2010 года - т.е. со дня обращения за пенсией.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы, складывающиеся из оплаты Марчук С.А. государственной пошлины при подаче иска в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Марчук С.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Яровое Алтайского края от 17 ноября 2010 года об отказе Марчук С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Марчук Сергея Анатольевича с 19 февраля 1990 года по 19 октября 1994 года во вредных условиях труда в качестве <данные изъяты> опытно-промышленного цеха Алтайского филиала Всесоюзного государственного Ордена трудового Красного Знамени научно-исследовательского и проектного института химико - фотографической промышленности всесоюзного объединения Союзхимфото Министерства химической промышленности.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Яровое Алтайского края назначить Марчук С.А. с 09 ноября 2010 года трудовую пенсию по старости на условиях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 ст.27 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ”.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Яровое Алтайского края в пользу Марчук С.А. судебные расходы в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 25 марта 2011 года
Председательствующий: С.И. Косых