Дело №2-1876/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
Председательствующего судьи Орловой Ю.В.,
при секретаре Симоненко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 23 сентября 2010 года гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2 о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод,
установил:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2 о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистке сбрасываемых сточных вод, указывая, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ1, в ходе которой установлено, что предприятием не соблюдаются требования водного законодательства; основными видами деятельности предприятия являются оказание услуг по лечению отдыху населения ...; для реализации указанных целей учреждение эксплуатирует земельный участок общей площадью ... га, расположенный в районе ...; на земельном участке расположены два жилых корпуса, соединенных переходом, котельная, транспортный участок, хозяйственные участки, водонапорная башня, четыре артезианских скважины, очистные сооружения канализации биологической очистки, канализационная насосная станция, сауна. Учреждение осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект – ... через 1 выпуск; хозяйственно-бытовые сточные воды поступают на станцию биологической очистки; сточные воды, образованные в результате бальнеологических процедур, минуют станцию очистки; данные сточные воды из ванного зала по минеральному коллектору поступают в контактный резервуар, в который также поступают очищенные хозяйственно-бытовые сточные воды; в резервуаре происходит смешивание и разбавление минеральных сточных вод, после чего объединенные сточные воды через выпуск Номер обезличен сбрасываются в поверхностный водный объект – ...; в 2009 году были сброшены 34,09 тыс.куб.м. сточных вод через очистные сооружения и 8,2 тыс.куб.м. минеральных сточных вод. ОРГАНИЗАЦИЯ1 получены решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). В результате проверки было установлено, что очистка сточных вод, сбрасываемых в ..., недостаточна, что приводит к превышению предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. Для достижения нормативной очистки сточных вод ОРГАНИЗАЦИЯ1 необходимо обеспечить должную очистку минеральных сточных вод, для чего необходимо построить емкость усреднителя рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м./ч. ОРГАНИЗАЦИЯ1, сбрасывая сточные воды без достаточной очистки, нарушает природоохранное законодательство, права и законные интересы граждан. Просит обязать ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 в срок до Дата обезличена осуществить монтажно-строительные работы и ввести в эксплуатацию емкость-усреднитель рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м./ч. для достижения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в ...
В судебном заседании представитель истца – помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Иманалиева Л.К. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 по доверенности ФИО1. исковые требования не признала, пояснила, что ответчик не оспаривает необходимость установки дополнительных очистных сооружений, но полагает, что срок – до Дата обезличена будет недостаточным для их ввода в эксплуатацию, разработка проекта займет около двух месяцев. Представитель ответчика ФИО1 поддержала свои пояснения, данные в судебном заседании Дата обезличена, из которых следует, что ОРГАНИЗАЦИЯ1 является муниципальным учреждением, собственником является ОРГАНИЗАЦИЯ2, очистные сооружения были реконструированы в 2002 году и переданы в пользование учреждения, с 2008 г. ответчик неоднократно обращался в ОРГАНИЗАЦИЯ2, ставился вопрос о необходимости ремонта и реконструкции очистных сооружений, но никаких мер собственником принято не было, санаторий производить капитальный ремонт либо возводить новые сооружения не вправе, собственником земельного участка и всех строений является ОРГАНИЗАЦИЯ2, полагает, что обязанность по строительству новых очистных сооружений должна быть возложена и на ОРГАНИЗАЦИЯ2.
Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, поддержала пояснения ФИО1
Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ2 по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что ответчик не оспаривает необходимость установки новых очистных сооружений, но полагает, что срок для их строительства должен быть установлен до Дата обезличена.
Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИЯ3 ФИО4 исковые требования поддержала, из показаний представителя третьего лица ФИО4 в судебном заседании от Дата обезличена следует, что нарушения природоохранного законодательства ОРГАНИЗАЦИЯ1 были выявлены в 2008 году, было установлено, что без достаточной очистки сбрасываются сточные воды, данные нарушения не устранены.
Суд, выслушав представителя истца Иманалиеву Л.К., представителей ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО1 и ФИО2., представителя третьего лица ОРГАНИЗАЦИЯ3 ФИО4., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2009 г.) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст. 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1,2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 30.12.2008 г.) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно ч.4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПин 2.1.5.980-00, утвержденных Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000 г., для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы; ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска.
Из материалов дела видно, что основными видами деятельности предприятия являются оказание услуг по лечению отдыху населения ..., данное обстоятельство подтверждается Уставом учреждения, суду представлено Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия Номер обезличен Номер обезличен. Учредителем ОРГАНИЗАЦИЯ1 являются ОРГАНИЗАЦИЯ2 в лице ОРГАНИЗАЦИЯ4 в части наделения имуществом и управления здравоохранения ОРГАНИЗАЦИЯ2; учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, бланки, угловой штамп, печать со своим наименованием (пп. 1.2, 1.3 Устава).
Земельный участок и расположенные на нем здания находятся в собственности ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Из справки от Дата обезличена Номер обезличен, выданной ОРГАНИЗАЦИЯ1 следует, что очистные сооружения биологической очистки санатория введены в эксплуатацию в мае 2002 года, проектная мощность обеих линий ОСК 250 куб.м/сут. по 125 куб.м./сут. каждая, в настоящее время работает одна линия очистных сооружений, вторая линия – резервная, технологический процесс очистки стоков осуществляется без нарушений, результаты анализов – удовлетворительные. Суду представлены План мероприятий по улучшению качества очистки стоков на очистных сооружениях санатория в 2010 году, которые включают очистку шламосборника, замену бактерицидных ламп ДБ-36 в бактерицидных установках, реконструкцию второй линии очистных сооружений (срок исполнения март-май), строительство емкости-усреднителя рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м/час.
ОРГАНИЗАЦИЯ1 получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) Номер обезличен, перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в ... указаны в приложении к разрешению. В материалах дела имеются Протоколы результатов анализа воды Номер обезличен от Дата обезличена., Номер обезличен от Дата обезличена, Номер обезличен от Дата обезличена, Номер обезличен от Дата обезличена Из указанных документов следует, что в сбрасываемых сточных водах была превышена концентрация следующих загрязняющих веществ: нитрит-иона, фосфат-иона, магния, нитрат-иона, натрия, калия.
Из материалов дела также видно, что Дата обезличена ОРГАНИЗАЦИЯ3 была проведена проверка деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ1 на предмет соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам проверки вынесено предписание Номер обезличен об устранении нарушений, а именно: обеспечить необходимую степень очистки сточных вод, сбрасываемых в ..., соблюдать режим использования водоохраной зоны, дать разъяснения по расчету объема неорганизованного сброса ливневых сточных вод с территории санатория.
Судом установлено, что на протяжении длительного периода времени ОРГАНИЗАЦИЯ1 допускались нарушения природоохранного законодательства, а именно очистка сточных вод, сбрасываемых в ..., недостаточна, что приводит к превышению предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, указанные нарушения были выявлены в сентябре 2008 года.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: предписанием ОРГАНИЗАЦИЯ3, протоколами результатов анализа воды. До настоящего времени данные нарушения ответчиком ОРГАНИЗАЦИЯ1 не устранены.
Представители ответчиков не оспаривают то обстоятельство, что устранить нарушения и достигнуть нормативной очистки воды возможно посредством строительства емкости-усреднителя рассольных вод. Из представленных суду материалов видно, что строительство и монтаж дополнительных очистных сооружений было запланировано на 2009 год, но было в последующем перенесено ориентировочно на 2010-2011 годы, что подтверждается письмами Главного врача ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО5, адресованными в ОРГАНИЗАЦИЯ3, а также Отчетом о выполнении мероприятий по улучшению качества очистки стоков на очистных сооружениях. В материалах дела имеются обращения Главного врача ФИО5 в ОРГАНИЗАЦИЯ2 с просьбой выделить дополнительные денежные средства на строительство емкости-усреднителя.
По мнению суда, принятые ответчиком меры по устранению нарушений законодательства в сфере природопользования, были недостаточными. Суд считает, что требования истца о возложении на ответчиков обязанности по осуществлению строительно-монтажных работ и вводу в эксплуатацию емкости-устреднителя рассольных вод обоснованны и подлежат удовлетворению. Данная обязанность должна быть возложена на ОРГАНИЗАЦИЯ1, поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и само несет ответственность. При недостаточности денежных средств у ОРГАНИЗАЦИЯ1 обязанность по осуществлению строительно-монтажных работ и воду в эксплуатацию емкости-устреднителя должна быть возложена на ОРГАНИЗАЦИЯ2.
Из материалов дела также видно, что монтаж и строительство дополнительных очистных сооружений требует значительных материальных затрат. В соответствии с ч.1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Суд считает необходимым рассрочить исполнение решения сроком на один год.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОГРГАНИЗАЦИЯ1 осуществить монтажно-строительные работы и ввести в эксплуатацию емкость-усреднитель рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м/ч для достижения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в ....
При недостаточности денежных средств для осуществления монтажно-строительных работ и введения в эксплуатацию емкости-усреднителя рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м/ч у ОГРГАНИЗАЦИЯ1 обязанность по осуществлению монтажно-строительных работ и введения в эксплуатацию емкости-усреднителя рассольных вод объемом 50 куб.м. с дозирующим сбросом 2 куб.м/ч возложить на субсидиарного должника – ОРГАНИЗАЦИЯ2.
Исполнение решения суда рассрочить сроком на один год, т.е. до Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья Ю.В.Орлова