Дело № 2-2885/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А. Ш.
при секретаре Лукьянове А. А.,
с участием помощника прокурора Соколова П. А.,
04 октября 2010 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия ОРГАНИЗАЦИЯ 1 по устранению нарушений требований противопожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ОРГАНИЗАЦИЯ 1 по устранению нарушений требований противопожарной безопасности.
В судебном заседании помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Соколов П. А. доводы заявления поддержал.
Заинтересованное лицо - ОРГАНИЗАЦИЯ 1 – не явилось, извещено надлежаще, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в представленном суду отзыве просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ФИО1 – главный специалист ОРГАНИЗАЦИЯ 2 – доводы заявления поддержал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2010г. проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании лесов при подготовке к пожароопасному периоду (период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова).
В ходе проверки была проанализирована информация, полученная из ОРГАНИЗАЦИЯ 2, и установлено, что в границах ... сельского поселения находится деревня ..., расположенная в лесном массиве, подверженном лесоторфяным пожарам.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Данные требования изложены в п.п. 8,9 ст. 8 Устава Заволжского сельского поселения, согласно которых к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие правила пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Заволжского сельского поселения Ярославским межрайонным природоохранным прокурором было внесено представление. Из ответа на представление следует, что частный сектор д. Малое Филимоново вплотную граничит с лесным массивом, поэтому произвести опашку с левой и правой стороны деревни не представляется возможным.
В соответствии с ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должно составлять не менее 15м.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Закона № 123-ФЗ противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15м.
Таким образом, при застройке населенного пункта органом местного самоуправления не были обеспечены противопожарные разрывы, что привело к нарушению федерального законодательства. В настоящее время администрацией работа по проведению противопожарных мероприятий не организована и не ведется.
Непринятие мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности РФ, а именно по устройству противопожарных полос - опашки территории населенного пункта, расположенного в лесном массиве, на соответствующих территориях со стороны администрации Заволжского сельского поселения является несоблюдением требований действующего законодательства и может привести к ухудшению пожароопасной обстановки и созданию чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения, что, в свою очередь, может негативно влиять на состояние окружающей природной среды, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни населения и их имуществу. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан - жителей д. М. Филимоново и иных граждан, которые могут приехать на отдых в указанную деревню, на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст. 42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно
ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иные способы, предусмотренные законом.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.ст. 45, 254, 255 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, которым нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Указанное право прокурора также подтверждено п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Таким образом, именно ОРГАНИЗАЦИЯ 1 является надлежащим ответственным лицом по заявленным требованиям. Доводы заинтересованного лица об отсутствии возможности произвести устройство противопожарных полос ввиду того, что сельское поселение не вправе распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности, в силу вышеизложенного являются несостоятельными.
Учитывая характер допущенных ответчиком нарушений, суд соглашается с доводами прокурора о необходимости установления срока исполнения настоящего судебного решения по обеспечению противопожарных полос в д. ... - в двухмесячный срок.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать бездействие ОРГАНИЗАЦИЯ 1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности РФ, невыполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарных полос д. ...), расположенных в лесных массивах, незаконным.
Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ 1
произвести устройство противопожарных полос д. ... в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья А. Ш. Сайфулина