О предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании излишне уплаченных денежных средств. Решение вступило в законную силу 03 июня 2011 года.



Дело № 2-1669/2011

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 г. г.Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Хахиной А.М.

при секретаре Труфановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гущин В.В. к ОРГАНИЗАЦИЯ1», ОРГАНИЗАЦИЯ2, ОРГАНИЗАЦИЯ3», ОРГАНИЗАЦИЯ4 к ОРГАНИЗАЦИЯ5 о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании излишне уплаченных денежных средств,

у с т а н о в и л :

Гущин В.В. обратился в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2 ОРГАНИЗАЦИЯ3, ОРГАНИЗАЦИЯ4 в котором просит:

1. Обязать директора ОРГАНИЗАЦИЯ1 заключить соглашение с органом социальной защиты населения об информационном обмене для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Постановления Правительства Ярославской области от 28.10.2009 г. № 1070-П;

2. Взыскать с ОРГАНИЗАЦИЯ1 излишне уплаченные платежи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>.;

3. Взыскать с ОРГАНИЗАЦИЯ1 излишне уплаченные платежи за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.;

4. Взыскать с ОРГАНИЗАЦИЯ4 компенсацию за использованную электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно в сумме <данные изъяты>

5. Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ4 начислять компенсацию за электроэнергию, как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности в учебном заведении и проживающему в сельской местности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. в полном объеме

6. Взыскать с ОРГАНИЗАЦИЯ2 расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. включительно в сумме <данные изъяты>.;

7. Возместить с ОРГАНИЗАЦИЯ2 недоначисленную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>.;

8. Возместить с ОРГАНИЗАЦИЯ3 недоначисленную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. включительно в сумме <данные изъяты>

9. Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ3 начислить компенсацию за содержание жилья и коммунальных услуг по соответствующим видам платежа в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ. как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности в учебном заведении и проживающему в сельской местности;

Исковые требования мотивировал тем, что он работал преподавателем в ОРГАНИЗАЦИЯ1 проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, в настоящее время является пенсионером. В нарушение п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» ему не предоставлялись льготы по оплате коммунальных платежей, в списки лиц, имеющих право на данные льготы он не включен.

С согласия сторон к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОРГАНИЗАЦИЯ5

В судебном заседании истец Гущин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что он работал в ОРГАНИЗАЦИЯ1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем экономики и основ сельского хозяйства. Во время работы ему предоставлялись льготы по отоплению и освещению, предусмотренные ст.55 ч.5 Закона РФ «Об образовании». Однако после этого ему не предоставлялась льгота как педагогическому работнику. На неоднократные обращения в колледж, ему отвечали, что льготы предусмотрены только для работающих педагогов, а не пенсионерам. Пояснил, что после ДД.ММ.ГГГГ. он работал в ОРГАНИЗАЦИЯ6, в дальнейшем название переименовывалось, который был расположен в г.Ярославле, был уволен в ДД.ММ.ГГГГ. как гос.служащий Ярославской области в связи с выходом на пенсию.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 - по доверенности Ардимасова Е.И. исковые требования не признала и пояснила, что ОРГАНИЗАЦИЯ1 является федеральным учреждением и все платежи перечисляются из федерального бюджета. Смуров Н.М. не включен в список педагогических работников колледжа, имеющих право на льготу по Закону РФ «Об образовании», поскольку он не является педагогическим работником, который к моменту выхода на пенсию имел более 10 лет стажа и пользовался данными льготами.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ4 Антонова Н.А. исковые требования не признала и пояснила, что ОРГАНИЗАЦИЯ4 является ненадлежащим ответчиком по делу. С 01.01.2010 г. на основании Постановления Правительства ЯО № 218 от 28.05.2008 г. на территории Ярославской области установлена денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом до 01.01.2011 г. такая мера социальной поддержки пенсионерам предоставлялась по месту прежней работы, после через органы социальной защиты населения по заявлению гражданина, имеющего право на льготу. Кроме того, ОРГАНИЗАЦИЯ4 самостоятельно не наделено правом выплаты компенсации по освещению, поскольку с 2010 г. на основании списков, предоставляемых органами социальной защиты, либо иными организациями по компенсации за 2010 г., лишь справочно рассчитывает данную компенсацию, а выплата производится либо по месту прежней работы пенсионера, либо через органы соц.защиты населения. Кроме того, считает, что Законом РФ «Об образовании» предоставляется льгота педагогическому работнику на освещение, а не полностью на электрическую энергию, потребленную гражданином, поскольку она может расходоваться не только на освещение. Постановлением Правительства ЯО от 03.09.2007 г. № 365-а установлены нормативы на 1 человека в месяц по освещению в зависимости от состава семьи. Считает, что поскольку меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения жилого помещения для педагогов сельской местности гарантированы федеральным законодательством, то взыскание компенсации должно быть произведено с соответствующего бюджета. Кроме того, считает, что истец не имеет права на предоставление меры социальной поддержки как социальный работник.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ2 в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представлял отзыв на иск, в котором указал, что ОРГАНИЗАЦИЯ2 управляло многоквартирным домом, в котором проживал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ В период управления от колледжа каких-либо списков лиц, имеющих право на льготы как педагогические работники, не поступало. С 2010 г. меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов в порядке, установленном Постановлением Правительства ЯО от 28.10.2009 г. № 1070-П. Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ3 в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает в отзыве, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не выплачивает компенсацию по предоставляемым мерам социальной поддержки.

Представитель соответчика ОРГАНИЗАЦИЯ5 в суд не явился по неизвестной причине, о дне слушания дела извещен заранее, надлежащим образом.

По делу в качестве 3-х лиц были привлечены: ОРГАНИЗАЦИЯ7 и ОРГАНИЗАЦИЯ11, ОРГАНИЗАЦИЯ8, ОРГАНИАЦИЯ15, ОРГАНИЗАЦИЯ9

Представитель третьих лиц – ОРГАНИЗАЦИЯ7, ОРГАНИЗАЦИЯ11 по доверенностям Овчинникова С.Н. с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что истец не приобрел право на предоставление мер социальной поддержки, указанных в п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», поскольку к моменту выхода на пенсию он не работал педагогическим работником в сельской местности, данная льгота ему на тот момент не предоставлялась.

Представители 3-х лиц - ОРГАНИЗАЦИЯ8, ОРГАНИАЦИЯ15 в суд не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Доказательств уважительности причины неявки не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель 3-го лица - ОРГАНИЗАЦИЯ9 в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Однако указывает, что мера социальной поддержки педагогическим работникам установлена законом РФ «Об образовании». Законом ЯО от 27.06.2007 г. № 45-з, ст.5. предусмотрено, что финансирование данных мер социальной поддержки производится за счет средств федерального бюджета, органы гос.власти Ярославской области вправе осуществлять лишь дополнительное финансирование данных расходов. В связи с этим считает, что средства на реализацию данных мер социальной поддержки должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.

Представитель 3-го лица – ОРГАНИЗАЦИЯ10 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск. В отзыве указал, что пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, устанавливались законодательными актами субъектов РФ. Во исполнении данной нормы Законом ЯО от 27.06.2007 г. № 45-з установлены меры социальной поддержки педагогических работников, которые распространяются на пенсионеров, которые к моменту выхода на пенсию имели право на их получение, не менее 10 лет проработали в сельской местности и проживают там. С 01.01.2010 г. данные меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, до этого существовал порядок предоставления льготы в натуральной форме. Компенсация расходов для пенсионеров производилась по месту прежней работы. С 11.01.2011 г. изменилась редакция п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» согласно которой размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета. Считает, что с 11.01.2011 г. меры соц.поддержки для истца должны быть установлены законодательством РФ, как для работника федерального образовательного учреждения.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования Гущин В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Судом установлено, что Гущин В.В. работал в ОРГАНИЗАЦИЯ1, в настоящее время ОРГАНИЗАЦИЯ1 (на момент работы ОРГАНИЗАЦИЯ1) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя экономики и основ сельского хозяйства.

Данный факт подтверждается записями в трудовой книжке на имя Гущин В.В.

Также из данной трудовой книжки усматривается, что после вышеуказанного периода Гущин В.В. работал:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИЯ6 старшим экономистом группы нормирования, организации и оплаты труда,

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – ведущим экономистом группы планирования труда и заработной платы ОРГАНИЗАЦИЯ10

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ведущим специалистом экономического отдела ОРГАНИЗАЦИЯ13,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – гл.экономистом ОРГАНИЗАЦИЯ12,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на государственной должности государственной службы – главным специалистом отдела экономического анализа, прогнозирования развития отраслей АПК и приватизации в ОРГАНИЗАЦИЯ14, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, откуда был уволен в связи с выходом на пенсию.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляется компенсации расходов на оплату жилых помещений и услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. действовавшей до 11.01.2011 г.), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ. Федеральным законом РФ от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ в данную статью внесены изменения, согласно которых размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Законом Ярославской области от 27.06.2007 №45-з «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений», ст.1,2, педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и первоочередное предоставление жилой площади в соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании». Данные меры социальной поддержки распространяются на пенсионеров, которые к моменту выхода на пенсию, имели право на их получение и проработали в сельской местности не менее 10 лет.

Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» установлено, что учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью населенных и семилетних школ в сельских местностях, и совместно с ними проживающим членам их семей бесплатно предоставляются квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.1949 г. № 11433р данное положение распространено на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях.

Постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1971 г. № 237 действие п.1 Постановления от 10.02.1948 г. № 246 распространено на педагогических работников средних сельскохозяйственных учебных заведений и совхозов-техникумов, расположенных в сельской местности и рабочих поселках.

Пунктом 6 подпункт «б» Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» (пункт 1 подп. «а») льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением) при переходе на пенсию сохраняются за ранее работавшими в сельской местности директорами, заместителями директоров, преподавателями, воспитателями, старшими мастерами и мастерами производственного обучения средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства и совместно с ними проживающими членами их семей, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, каждого из этих работников составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Как следует из объяснений истца, представленных материалов, Гущин В.В. действительно имеет стаж работы преподавателем в сельской местности <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Однако на момент выхода на пенсию в ДД.ММ.ГГГГ истец льготами, как педагогический работник не пользовался более 17 лет, выходил на пенсию как государственный служащий Ярославской области, работал на тот момент в г.Ярославле.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Гущин В.В. не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», поскольку к моменту выхода на пенсию истец не имел права на получение данных льгот и не пользовался ими.

На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения иска Гущин В.В. не имеется, в связи с чем в иске ему необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Гущина В.В. к ОРГАНИЗАЦИЯ1», ОРГАНИЗАЦИЯ2, ОРГАНИЗАЦИЯ3, ОРГАНИЗАЦИЯ4 к ОРГАНИЗАЦИЯ5 о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании излишне уплаченных денежных средств отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья: А.М.Хахина