О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Решение вступило в законную силу 10 декабря 2011г.



Дело № 2-2526/2011

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль «24» ноября 2011 г.

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Васильевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Порошина А. А. к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2, ОРГАНИЗАЦИЯ3 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Порошин А. А. обратился в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2, ОРГАНИЗАЦИЯ3. С учетом уточненного искового заявления (л.д. ...) окончательно просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение, как ветерану боевых действий, вставшему на учет до ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма.

В заявлении указал, что проходил военную службу в рядах вооруженных сил <данные изъяты> и принимал участие в боевых действиях в <данные изъяты> в ... годах. ДД.ММ.ГГГГ по решению № II Исполнительного комитета <данные изъяты> народных депутатов поставлен на очередь для получения жилья как участник ВОВ (очередность ). До настоящего времени жилое помещение не получил и по-прежнему проживает со своей семьей по адресу: АДРЕС1 Вместе с истцом проживают: его мать - Порошина В. А., жена -Порошина Г. К. и дети - Порошин И. А. и Порошина Е. А.. Ранее с истцом жил его отец - ФИО1. В ДД.ММ.ГГГГ года он умер. Общая площадь квартиры составляет ... квадратных метров. В начале ДД.ММ.ГГГГ года, узнав, что лицам, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, но позднее истца, начали предоставлять помещения, истец решил обратиться в ОРГАНИЗАЦИЯ2, чтобы получить информацию о номере очередности в списке нуждающихся. В ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщили, что согласно списков граждан, проживающих и (или) работающих на территории <данные изъяты> и нуждающихся в улучшении жилищных условий истец на учете не состоит, предложили обратиться в ОРГАНИЗАЦИЯ1 по вопросу постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением истец обратился в ОРГАНИЗАЦИЯ1, где ему сообщили, что при передаче учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма, из ОРГАНИЗАЦИЯ2 в ОРГАНИЗАЦИЯ1 учетное дело истца не поступало, в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по договорам социального найма истец не значится, следовательно, на учете в качестве нуждающегося в жилье не состоит. Кроме того, согласно позиции ОРГАНИЗАЦИЯ1 органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов боевых действий. По мнению истца, он был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, решение о снятии его с учета отсутствует, поэтому он имеет право на обеспечение жильем в порядке, установленном в отношении ветеранов боевых действий. При условии надлежащего исполнения государственными органами, ответственными за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, своих обязанностей, истец уже давно должен был бы получить квартиру. Нарушены права истца на социальное обеспечение и жилище, гарантированные Конституцией РФ (ст.ст. 39, 40). В обоснование исковых требований истец также ссылался на пп. 1-4 п. 1 ст. 3, пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон «О ветеранах»), Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» (далее по тексту – Постановление №59-27), п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

В судебном заседании истец – Порошин А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца по доверенности – Уваров В.С. исковые требования подержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что граждане, которые значились в списках нуждающихся в жилых помещениях после Порошина А.А., уже получили жилые помещения. Например, Пирогов, получивший жилое помещение в ... году. Соответственно, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в порядке, действовавшем в то время, когда его право должно было быть реализовано – то есть в порядке, действовавшем в ... году. В то время допускалось предоставление жилых помещений на условиях социального найма.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Порошина Г. К. считала исковые требования подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в иске.

Представитель ОРГАНИЗАЦИЯ3 по доверенности – ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что Порошин А.А. в настоящее время не является нуждающимся в жилых помещениях. Действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления ветеранам боевых действий жилья на условиях социального найма.

В судебное заседание не явились: третьи лица - Порошина В.А., Порошин И.А., Порошина Е.А.; ответчики – ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2. Извещены надлежаще. О причинах неявки не сообщили. Дело рассмотрено в их отсутствие.

ОРГАНИЗАЦИЯ1 ранее в отзывах (л.д. ...) исковые требования не признала. Считала, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеются основания для снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 55, 56 ЖК РФ. Обеспечение ветеранов боевых действий жильем осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению мер социальной защиты ветеранам боевых действий переданы органам государственной власти субъектов РФ, в связи с чем ОРГАНИЗАЦИЯ1 является ненадлежащим ответчиком.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 ГПК РФ дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований, по основаниям иска, указанным истцом.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. Исковые требования удовлетворению не подлежат, так как Порошин А.А. не был учтен в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях по состоянию на ... год, и не является нуждающимся в настоящий момент.

Судом установлено, что Решением <данные изъяты>... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...) Порошин А.А. поставлен на очередь для получения жилья как участник ВОВ. Указанное обстоятельство также подтверждается Протоколом заседания исполкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...).

Участником ВОВ Порошин А.А. не являлся.

Из ответов ОРГАНИЗАЦИЯ1 следует (л.д....), что учетное дело Порошина А.А. в ОРГАНИЗАЦИЯ1 не передавалось, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма Порошин А.А. не значится, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.

Из ответов ОРГАНИЗАЦИЯ2 (л.д. ...) следует, что Порошин А.А. в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, когда ОРГАНИЗАЦИЯ2 осуществляла учет нуждающихся граждан, не состоял, с заявлением о постановке на учет не обращался. Отдельной очереди для нуждающихся ветеранов боевых действий не предусмотрено.

Из постановлений главы ОРГАНИЗАЦИЯ4 следует, что в ... году Порошин А.А. был учтен в общей очереди на улучшение жилищных условий за (л.д....), в ... году ФИО1 был учтен в общей очереди на улучшение жилищных условий за (л.д....). С ... года Порошин А.А. в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится, что подтверждается списками нуждающихся в улучшении жилищных условий по ОРГАНИЗАЦИЯ4, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...). Согласно списков за ... год Порошин А.А. не учтен ни в общем списке нуждающихся (л.д....), ни очереди на первоочередное предоставление жилого помещения (л.д....).

Таким образом, с ... года Порошин А.А. в списке нуждающихся в жилых помещениях не значится, на учете в качестве нуждающегося не состоит.

Действия (решения) должностных лиц ОРГАНИЗАЦИЯ4, связанные со снятием его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, им не обжаловались.

Истцом не представлено доказательств того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он был учен как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Как лицо, не состоящее в очереди нуждающихся в жилых помещениях, Порошин А.А. не имеет права на меры социальной поддержки, связанные с предоставлением жилых помещений.

В настоящее время основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют.

Из материалов дела усматривается, что квартира АДРЕС1 (далее по тексту – Квартира), где проживает истец, предоставлена на основании Договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...) Порошиной В. А. – матери истца. В указанной Квартире, согласно выписке из домовой книги (л.д. ...) зарегистрированы ... человек: Порошина В.А. (глава семьи), ее сын – Порошин А.А. (истец), сноха – Порошина Г.К., внук- Порошин И.А., внучка – Порошина Е.А. Ранее в Квартире был зарегистрирован также ФИО1 (муж главы семьи – л.д. ...), который снят с регистрационного учета в связи со смертью, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д....), копией поквартирной карточки (л.д. ...).

Согласно Договору социального найма (л.д. ...), выписки из домовой книги (л.д....), техническому паспорту (л.д....) общая площадь Квартиры составляет ... кв.м. Таким образом, в настоящее время на каждого проживающего приходится ... кв.м. общей площади.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением ОРГАНИЗАЦИЯ1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере ... и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Так как на каждого члена семьи Порошина А.А. приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения, то есть более учетной нормы, Порошин А.А. нуждающимся в жилых помещениях в настоящее время не является.

2. Даже если бы истец был учтен в очереди нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, исковые требования не подлежали бы удовлетворению, так как для ветеранов боевых действий не предусмотрена такая мера социальной поддержки как предоставление жилого помещения на условиях социального найма.

Согласно свидетельству (л.д. ...) истец имеет право на льготы, установленные Постановлением №59-27. Пп. «ж» п. 1 указанного постановления предусматривает право военнослужащих, уволенных с действительной военной службы на первоочередное обеспечение жилой площадью, а признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, - на обеспечение жилой площадью вне очереди.

Истец инвалидом I группы не является, но имеет право на обеспечение жилой площадью. Однако, само по себе Постановление №59-27 не предусматривает механизма реализации указанного права.

Такой механизм предусмотрен Законом «О ветеранах». Из справок (л.д....), свидетельства №... (л.д. ...) в совокупности следует, что в силу раздела 3 Приложения к Федеральному закону "О ветеранах", пп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона истец как участник боевых действий в Афганистане является ветераном боевых действий.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из п. 1 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Из пп. 3 п. 3, п. 2 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» вытекает, что средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; объем субвенций по обеспечению жильем для ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N ...-п, в соответствии с Законом «О ветеранах», утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории <данные изъяты> (далее по тексту – Порядок)

В силу п. 1 Порядка, он определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, в том числе, в соответствии с Законом "О ветеранах"; порядок распространяется на граждан, указанных в статье 16 Закона "О ветеранах", вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Из п. 6 Порядка следует, что гражданам, указанным в статье 16 Закона "О ветеранах", вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставление мер социальной поддержки осуществляется посредством приобретения гражданами жилых помещений в собственность или участия в долевом строительстве жилого помещения с компенсацией затрат в размере субсидии.

Таким образом, утвержденные в надлежащем порядке формы предоставления мер социальной поддержки для ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005 года, не предусматривают предоставление жилого помещения по договору социального найма. Даже если бы было установлено, что по состоянию на 2005 год истец был учтен в очереди нуждающихся в жилых помещениях, испрашиваемая мера социальной поддержки не может быть предоставлена истцу, так как не основана на действующем законодательстве.

Доводы о том, что право Порошина А.А. на жилище, на предоставление мер социальной поддержки было нарушено не могут быть приняты во внимание. Право на жилище не нарушено, так как Порошин А.А. проживает в квартире, предоставленной на основании договора социального найма, нуждающимся в жилых помещениях не является. Право на получение мер социальной поддержки на момент судебного разбирательства также не нарушено. Доводы о том, что Порошин А.А. имел право на получение квартиры на условиях социального найма ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ год, не могут служить основанием для удовлетворения иска. Из ст. 6 ЖК РФ следует, что меры социальной поддержки применяются в соответствии с законодательством, действующим на момент предоставления соответствующих мер социальной поддержки. На момент судебного заседания Порошин А.А. право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилья на условиях социального найма не имеет.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Порошина А. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Патрунов С.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200