О признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и возложении обязанности по возврату незаконно полученной платы за отопление. Решение вступило в законную силу 22 декабря 2011г.



Дело № 2-3001/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,

при секретаре Труфановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле

18 ноября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц к ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ОРГАНИЗАЦИЯ2 о признании незаконными действия по корректировке платы за отопление населению, и возложении обязанности по возврату незаконно полученной платы за отопление,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ1 о признании незаконными действия по начислению корректировки платы за отопление, обязании аннулировать перерасчет платы за отопление нанимателям и собственникам жилых помещений в домах, расположенных в <данные изъяты> сельских поселениях <данные изъяты>, не оборудованных приборами учета теплоэнергии, указывая, что дополнительно начисленная ответчиком плата за отопление в связи с превышением объема теплоотпуска в период ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормам действующего законодательства

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Ярославского муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Писанова О.Е. исковые требования поддержала по основаниям и в объеме иска, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО3 требования не признала, пояснила, что ОРГАНИЗАЦИЯ1 осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в <данные изъяты>, на основании договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений. В рамках договоров управления, Общество заключает по поручению собственников договоры на поставку коммунальных ресурсов, в том числе на поставку тепловой энергии жителям многоквартирных домов, то есть является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим коммунальный ресурс у ресурсоснабжающих организаций. В целях исполнения обязательств по договорам управления, заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, а именно ОРГАНИЗАЦИЯ3. В отопительный период ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией фактически было отпущено тепловой энергии, а потребителями по факту принято в большем объеме. Данный факт связан со снижением среднемесячной температуры наружного воздуха в указанный период. На основании принятого решения ОРГАНИЗАЦИЯ1 руководствуясь Правилами и в целях снижения материальной нагрузки на жителей в зимние месяцы произвела корректировку за ДД.ММ.ГГГГ только за отопление. Корректировка была произведена в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и иным пользователям жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». ОРГАНИЗАЦИЯ1 считает, что корректировку размера платы за отопление за период ДД.ММ.ГГГГ произведена правомерно в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО1 просил отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действия Общества по корректировке платы и перерасчету платы за отопление являются законными.

Представитель ответчика - ОРГАНИЗАЦИЯ2, третье лицо – ОРГАНИЗАЦИЯ3 - в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежаще, возражений по иску не представили.

В представленном суду отзыве юрисконсульт ОРГАНИЗАЦИЯ3 ФИО2 сослалась на то, что между ОРГАНИЗАЦИЯ4 и ОРГАНИЗАЦИЯ3 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать теплоснабжением для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда абонента. По данным ОРГАНИЗАЦИЯ3 за период ДД.ММ.ГГГГ было поставлено топлива <данные изъяты> Гкал, иные поставки не осуществлялись.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Ярославского района по обращениям жителей <данные изъяты> проведена проверка соблюдения ОРГАНИЗАЦИЯ1 требований законодательства при предоставлении услуг по теплоснабжению населению района.

ОРГАНИЗАЦИЯ1 осуществляет поставку коммунальных ресурсов, в том числе поставку тепловой энергии, жителям многоквартирных домов, расположенных в <данные изъяты>, т.е. является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим коммунальный ресурс у ресурсоснабжающих организаций.

В целях исполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг между ОРГАНИЗАЦИЯ1 и ресурсоснабжающей организацией ОРГАНИЗАЦИЯ3 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать теплоснабжением для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда абонента. Перечень теплофицированных объектов и расчетные тепловые нагрузки на отопление и горячее водоснабжение установлены в приложении № 1 к договору.

На основании приказа генерального директора ОРГАНИЗАЦИЯ1 от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет платы за отопление жителям за ДД.ММ.ГГГГ; данным приказом отдано распоряжение отразить в счете-квитанции за ДД.ММ.ГГГГ сумму перерасчета за отопление.

В ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЯ4 проведена корректировка размера платы за услугу теплоснабжения, оказанную в отопительном периоде ДД.ММ.ГГГГ.

Жителям населенных пунктов направлены квитанции на оплату коммунальных услуг, содержащие указание на перерасчет платы за отопление.

Общая сумма доначисления населению составила <данные изъяты> тыс.руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6).

Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.

В Ярославском муниципальном районе нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, действующие с 01.01.2010, утверждены решением Муниципального Совета ЯМР от 23.11.2009 № 9.

Размер платы граждан за коммунальные услуги в Ярославском муниципальном районе до 01.01.2011 устанавливался решением Муниципального Совета ЯМР от 23.11.2009 № 9. В частности стоимость 1 Гкал тепловой энергии на централизованное отопление и горячее водоснабжение составляла 862,64 руб.

Возможность периодической корректировки исполнителем размера платы за коммунальные ресурсы предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила) (пп. 19, 21, 23 и 25). При этом, из содержания пп. 19 и 21 Правил следует, что для корректировки платы за отопление предусмотрено два способа: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета, и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Учитывая, что в силу указанных выше норм при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета корректировка платы за отопление возможна только исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления, которые в спорный период в установленном порядке не производились, суд приходит к выводу о том, что действия ОРГАНИЗАЦИЯ1 по корректировке и доначислению гражданам дополнительной платы за отопление являются незаконными.

При этом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что корректировке подлежит разница между счетами ОРГАНИЗАЦИЯ1 и фактическими начислениями гражданам за отопление, осуществленными исходя из установленного норматива потребления, поскольку в Письме Минрегионразвития РФ от 28.05.2007г. № 10087-ЮТ/07 «Об осуществлении корректировки платы за коммунальные услуги» в основание расчетов за тепловую энергию положено принятое абонентом количество энергии. Вместе с тем, в домах граждан, в чьих интересах прокурором заявлены требования, общедомовые приборы учета отсутствуют, а возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена.

То обстоятельство, что ресурсоснабжающие организации выставляют счета ответчику на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ.

Также суд не принимает во внимание ссылки ответчика на протокол планового совещания у заместителя Главы ОРГАНИЗАЦИЯ2 по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства <данные изъяты> б/н от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом.

Согласно подпункту «а» пункта 19 данных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения 2 к настоящим Правилам.

В подпункте 2 пункта 1 приложения 2 к названным Правилам содержится формула, по которой 1 раз в год исполнителем корректируется размер платы за отопление в отдельном жилом помещении многоквартирного дома или жилом доме. При этом учитываются размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общая площадь отдельного жилого помещения и общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома, а также общий размер платы за отопление в отдельном жилом помещении в многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год.

При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

ОРГАНИЗАЦИЯ1 как организация-исполнитель, предоставляющая коммунальные услуги потребителям, в нарушение установленных требований произвело корректировку размера платы за отопление без применения вышеуказанной формулы и до истечения отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ., что в ходе прокурорской проверки не отрицал генеральный директор ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО1 (л.д. ).

Кроме того, из вышеуказанных норм законодательства следует, что исполнитель может проводить корректировку размера платы 1 раз в год, расчет корректировки производится с учетом показателя общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год. Таким образом, право на корректировку платежей возникает у исполнителя по истечении года оказания услуг по теплоснабжению.

Ответчик произвел перерасчет размера платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. При этом отопительный сезон 2010ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> согласно постановлению ОРГАНИЗАЦИЯ2 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) установлен для жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ, завершился ДД.ММ.ГГГГ.

Содержание пункта 19 Правил № 307 во взаимосвязи с положениями пунктов 44 и 45 Правил № 306 указывает на то, что корректировка размера платы за отопление может производиться один раз в год по окончании отопительного сезона. Иное нарушает права потребителей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что корректировка размера платы за отопление осуществлена ОРГАНИЗАЦИЯ1 в нарушение требований, установленных действующим законодательством.

Соответственно, произведенный ответчиком перерасчет платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

Вышеуказанные действия ОРГАНИЗАЦИЯ4 нарушают жилищные права собственников и нанимателей жилых помещений в <адрес>, которым начислена плата за отопление, исходя из незаконно определенного объема коммунального ресурса.

На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконными действия ОРГАНИЗАЦИЯ1 по корректировке размера платы за отопление за период ДД.ММ.ГГГГ, осуществленной в отношении нанимателей и собственников жилых помещений в домах, расположенных в <данные изъяты>, не оборудованных приборами учета теплоэнергии.

Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ1 аннулировать перерасчет платы за отопление, произведенный за период ДД.ММ.ГГГГ, принять меры к возврату незаконно полученной платы за отопление нанимателям и собственникам жилых помещений в домах, расположенных в <данные изъяты>, не оборудованных приборами учета теплоэнергии.

Взыскать с ОРГАНИЗАЦИЯ1 государственную пошлину в размере 4000 руб. в бюджет Ярославского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней.

Судья А. Ш. Сайфулина