№ 2-2767/2011 г. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ 13 декабря 2011 года г. Ярославль Ярославский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Кропотовой Н.Л., при секретаре Вершининой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокошиной Т.М. к ОРГАНИЗАЦИИ 1, ОРГАНИЗАЦИИ 2 о включении в наследственную массу права на получении денежной выплаты, УСТАНОВИЛ: Вступившим в законную силу решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны, имеющий право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 умер. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО 1 было выдано свидетельство о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. В свидетельстве установлен срок для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета до ДД.ММ.ГГГГ. Наследник ФИО 1 - его дочь Прокошина Т.М., истец по настоящему делу, обратилась в суд с требованиями к ОРГАНИЗАЦИИ 1 о включении в наследственную массу права на получение суммы, выделенной ФИО 1 на приобретение жилья. В качестве соответчика по настоящему делу привлечен ОРГАНИЗАЦИИ 2. Исковые требования истец мотивирует тем, что наследодатель при жизни выразил волю на получение меры социальной поддержки – денежной выплаты на приобретение жилья, однако по уважительным причинам не смог пройти всю стадию оформления документов для реализации своего права и достижения окончательного результата. Истец является единственной наследницей ФИО 1, обратившейся в установленный законом срок за оформлением наследственных прав. В судебном заседании представитель истца по доверенности Фатеев Б.Е. исковые требования истца поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что право на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за ФИО 1 было признано до его смерти, и данное право должно войти в наследственную массу. Участвовавшая в предыдущих судебных заседаниях истец поясняла, что после решения суда, действуя по доверенности за отца, подала все необходимые документы в ОРГАНИЗАЦИЮ 1, там ей сказали, что сообщат о получении сертификата. ДД.ММ.ГГГГ отец умер, а ДД.ММ.ГГГГ истцу позвонили из ОРГАНИЗАЦИИ 1 и сообщили о том, что сертификат к ним поступил, просили приехать. Истец приехать не смогла, так как живет далеко и к тому времени отец ее (истца) уже умер, но от представителей органов местного самоуправления истец данный факт скрыла. Так же пояснила, что наследников после смерти отца только двое. Сестра истца не желает принимать наследство после отца, она отказалась от наследства в пользу истца. Представитель ОРГАНИЗАЦИИ 2 по доверенности Иванова М.С., возражая по существу заявленных требований, пояснила в настоящем и предыдущих судебных заседаниях, что право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем неразрывно связано с личностью гражданина, его правовым статусом - ветерана Великой Отечественной войны. На территории Ярославской области установлено две формы меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны: единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения и субсидия на приобретения жилья. ФИО 1 выбрал единовременную денежную выплату. Порядок предоставления мер социальной поддержки на территории Ярославской области регулируется Постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 года № 1-п. Свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты было выдано ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 после смерти льготополучателя. Осуществление расходования единовременной денежной выплаты производится в определенном порядке: приобретение ветераном жилого помещения надлежащей площади, предоставление в банк копии договора и свидетельства о государственной регистрации права, перевод денежных средств с целевого счета ветерана, открытого в уполномоченном банке. Все документы собирает ОРГАНИЗАЦИЯ 1. В адрес ОРГАНИЗАЦИИ 2 направляется полный пакет документов. Сводный список формирует ОРГАНИЗАЦИЯ 3. В сводный областной список ФИО 1 включен. В список получателей выплаты он так же был включен, так как к моменту формирования этого списка данных о смерти ФИО 1 не было. Свидетельство было выдано ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 ДД.ММ.ГГГГ, вручение свидетельств осуществляется представителем органа местного самоуправления. При вызове ветерана для получения свидетельства родственники скрыли факт смерти ФИО 1. В адрес ОРГАНИЗАЦИИ 2 из ОРГАНИЗАЦИИ 1 поступили сведения, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 скончался. Ранее директор ОРГАНИЗАЦИИ 2 представлял в суд отзыв на исковое заявление Прокошиной Т.М., в котором просил отказать ей в иске. Мотивировал свою позицию тем, что между Правительством Ярославской области и Министерством регионального развития 23.07.2009 года было заключено соглашение о предоставлении в 2009 году субвенции из федерального бюджета бюджету Ярославской области на реализацию полномочий Российской Федерации в области полного обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, пролонгированное на 2010 и 2011 годы. В соответствии с указанным соглашением Министерство регионального развития РФ предоставляет Ярославской области субвенцию из федерального бюджета на финансирование мероприятий по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в рамках п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона «О ветеранах». Субвенция из федерального бюджета предоставляется для выполнения переданных федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из федерального бюджета. В целях реализации Федерального закона «О ветеранах» Президентом РФ 08.05.2008 был принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Самостоятельного финансирования мероприятий, содержащихся в Указе Президента РФ от 08.05.2008 № 714, не предусмотрено. В соответствии с обозначенным выше соглашением, субвенция из федерального бюджета предоставляется на финансирование мероприятий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона «О ветеранах». Законом «О ветеранах» определен размер меры социальной поддержки: произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, установленной уполномоченным федеральным органом власти. В соответствии с п.2 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Получателями субвенций из федерального бюджета не могут выступать конкретные граждане. В силу Бюджетного кодекса РФ и п.2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» субвенции зачисляются в региональные бюджеты. Поэтому не состоятелен довод искового заявления о том, что получателем денежных средств является гражданин. Выделяемые субвенции из федерального бюджета не носят персонифицированного характера, субъекты Российской Федерации на основании утвержденных порядков оказания мер социальной поддержки осуществляют распределение федеральных средств между гражданами - льготополучателями. Гражданин является получателем меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты, образованной в результате распределения компетентным государственным органом субъекта Российской Федерации денежных средств субвенции из федерального бюджета, выделенной на цели обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. По указанным выше причинам, денежные средства для выдачи свидетельства на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ФИО 1 никогда не поступали в бюджет Ярославской области и соответственно не перераспределялись ОРГАНИЗАЦИИ 2 Пунктом 6 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» установлено, что форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов на территории Ярославской области регулируется Постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 № 32». На территории Ярославской области установлено две формы меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны: единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения; субсидия на приобретение жилья (возмещение расходов на долевое участие в строительстве). ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ было выдано Свидетельство № на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, полученное ФИО 2 для передачи льготополучателю. Указанное свидетельство должно было быть до ДД.ММ.ГГГГ сдано в банк для заключения договора специализированного банковского счета для зачисления денежных средств единовременной денежной выплаты. В связи с получением сообщения ОРГАНИЗАЦИИ 4 от ДД.ММ.ГГГГ № о скрытии факта смерти ФИО 1 родственниками и запросе данных в отделе ОРГАНИЗАЦИИ 5 перечисление денежных средств единовременной денежной выплаты было приостановлено. На основании сообщения ОРГАНИЗАЦИИ 4 от ДД.ММ.ГГГГ № о смерти ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство № о предоставлении единовременной денежной выплаты было аннулировано. Свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты было выдано ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 после смерти льготополучателя. В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса РФ, не входят в состав наследственной массы права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем неразрывно связанно с личностью гражданина, его правовым статусом - ветерана Великой Отечественной войны. Право на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляется конкретному гражданину, подтверждающему статус ветерана Великой Отечественной войны. Единовременная денежная выплата в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеет строго целевое назначение: быть направленной на улучшение жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны. Осуществление расходования единовременной денежной выплаты производится в строго определенном порядке: 1. приобретение ветераном жилого помещения надлежащей жилплощади и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта; 2. представление в банк копий договоров и свидетельств о государственной регистрации права на жилое помещение; 3. санкционирование департаментом строительства Ярославской области расходных операций с целевого счета ветерана Великой Отечественной войны, открытого в уполномоченном банке. ФИО 1 не были предприняты все действия, предусмотренные Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, а именно: не получено свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты, не был открыт специальный счет в уполномоченном банке, не было выбрано жилое помещение, соответствующее требованиям благоустройства того населенного пункта, в котором находится жилое помещение, а также не был заключен договор купли-продажи жилого помещения или договор долевого участия в строительстве. Право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты не идентично праву на получение денежных средств единовременной денежной выплаты. Средства единовременной денежной выплаты не являются средствами, предоставляемыми гражданину в качестве средств к существованию, которые подлежат наследованию в соответствии со статьей 1183 ГК РФ. Эти денежные средства, в отличие от заработной платы, стипендии, пенсии, имеют строго целевое назначение и могут быть направлены только на улучшение жилищных условий конкретного гражданина, обладающего статусом ветерана Великой Отечественной войны. В соответствии с пунктом 14.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, единовременная выплата, не израсходованная гражданином по причине смерти, подлежит возврату на лицевой счет департамента строительства Ярославской области, открытый в органе Федерального казначейства. Таким образом, даже в случае перечисления сумм единовременной денежной выплаты на специальный счет ветерана, и не израсходования указанной суммы ветеранов в связи со смертью, денежные средства не включаются в наследственную массу. Представитель ОРГАНИЗАЦИИ 4 по доверенности Светлосонова Т.М. в судебном заседании, возражая по существу заявленных требований, пояснила, что оснований для включения в наследственную массу данной суммы денежной выплаты нет. При выдаче свидетельства был скрыт факт смерти ФИО 1, который впоследствии был установлен органами местного самоуправления. В судебное заседание не явились представители ОРГАНИЗАЦИИ 1, ОРГАНИЗАЦИИ 6, ОРГАНИЗАЦИИ 3, а так же Никифорова Н.М., причина неявки суду не известна, извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению. Свидетель ФИО 2 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИИ 1 получила свидетельство на предоставление единовременной денежной выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО 1 и была обязана в течение двух рабочих дней вручить свидетельство гражданину, которому предоставляется выплата. Она стала звонить родственникам ФИО 1, попросила приехать их, или самого ФИО 1 и получить свидетельство в течение двух рабочих дней. Разговаривала с Никифоровыми, которые ответили, что приедут обязательно. Звонила неоднократно с ДД.ММ.ГГГГ. В телефонном разговоре ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО 1, она (свидетель) предложила приехать сама для вручения свидетельства, но родственники ответили, что ветерана не нужно беспокоить, пояснив так же, что делами ветерана занимается его другая дочь Прокошина Т.М., истец по настоящему делу, которая живет в <адрес> и дали ей номер ее телефона. Она (свидетель) стала звонить в <адрес>, истец ответила, что приедет, но не приехала. У свидетеля тогда закралось сомнение, что здесь что-то не так. Через органы местного самоуправления она, свидетель, получила информацию о смерти ФИО 1 После этого приехала Прокошина Т.М., предоставила доверенность и паспорт и сказала, что она приехала получать свидетельство, не ставя свидетеля в известность о смерти ФИО 1. Свидетельство выдано не было, однако истец настаивала на том, что имеет право на причитающиеся по свидетельству денежные средства. Как следует из материалов дела, на имя ФИО 1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. ФИО 1 являлся участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны…, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». На территории области действует Постановление Правительства области от 11.01.2010 г. № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за свет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 г. № 32». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области (далее - Порядок) определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Из содержания указанных нормативных актов следует, что основной задачей органов государственной власти и местного самоуправления было обеспечение жильем именно отдельных категорий граждан – ветеранов Великой Отечественной войны, коим являлся ФИО 1. В соответствии с положениями ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага. В соответствии со статьей 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей. Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно п.2 ст.1112 ГК РФ в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами. Право на субсидию в указанной норме непосредственно не упомянуто. Это, однако, не означает, что все права, принадлежащие на день смерти участнику ВОВ, как субъекту данных правоотношений, переходят в порядке универсального правопреемства к его наследникам. Таким образом, право на субсидию на приобретение жилья, неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника ВОВ, в связи с тем, что меры социальной поддержки государства в части обеспечения жильем направлены именно на данную категорию граждан. Установленный в судебном заседании факт сокрытия смерти участника ВОВ- ФИО 1 опровергает позицию истца относительно того, что право на получение субсидии на приобретение жилья может перейти в результате универсального правопреемства, так как истец, предполагая, что субсидия носит характер выплаты, неразрывно связанной с личностью субъекта сложившихся по поводу данной субсидии правоотношений, обратилась с заявлением о выплате причитающейся, по ее мнению, суммы уже после того, как факт смерти ФИО 1 был обнародован, и органы местного самоуправления отказали в выдаче свидетельства о предоставлении субсидии. До этого момента истец предпринимала попытки получить свидетельства по документам ФИО 1, тщательным образом скрывая факт его смерти. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокошиной Т.М. о включении в наследственную массу права на получении денежной выплаты отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Судья Н.Л.Кропотова