О признании права собственности на земельные участки. Решение вступило в законную силу 01 марта 2012г.



Гражданское дело № 2-2656/2011 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 декабря 2011 года г. Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,

при секретаре Вершининой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОРГАНИЗАЦИИ 1 к ОРГАНИЗАЦИИ 2 о признании права собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

Постановлением главы Администрации Ярославского района от 18.05.1992 г. № 156 ОРГАНИЗАЦИЯ 3 был преобразован в ОРГАНИЗАЦИЮ 1.

В соответствии с п.3 ст.6 ЗК РСФСР совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).

Таким образом, сельскохозяйственные угодья ОРГАНИЗАЦИИ 3 в результате приватизации становились коллективно-долевой собственностью граждан, а прочие земельные угодья и иное имущество, становилось собственностью кооператива, пайщиками которого являлись члены трудового коллектива.

При этом, на основании указанных выше Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", а так же рекомендаций Роскомзема от 11.08.1992 г. были определены качественный и количественный размер земельного пая, передаваемого каждому члену трудового коллектива. Исходя из среднерайонной нормы бесплатной передачи земли, размер пая был определен в количестве <данные изъяты> гектар сельскохозяйственных угодий с оценкой <данные изъяты> баллогектаров. При общем числе граждан, обладающих правом на бесплатное получение земельного пая, составляющем <данные изъяты> человек, подлежало передаче в бесплатную собственность <данные изъяты> гектаров сельхозугодий с оценкой <данные изъяты> баллогектаров.

Местоположение сельскохозяйственных угодий было определено картой, разработанной ОРГАНИЗАЦИЕЙ 4. На этой же карте были обозначены так называемые земли, расположенные под производственными центрами и относящиеся к так называемым «прочим землям», то есть к землям, не относящимся к сельхозугодиям.

Проект перераспределения земель, включая карту перераспределения, был утвержден главой администрации Ярославского района постановлением от 24.09.1992 года № 374. Согласно данному постановлению в бесплатную собственность трудового коллектива совхоза было передано <данные изъяты> гектаров сельхозугодий (пашни, сенокосы, пастбища), а также <данные изъяты> гектаров прочей земли, в том числе: кустарники <данные изъяты> га, болота <данные изъяты> га, огороды <данные изъяты> га, леса <данные изъяты> га и другие угодья - <данные изъяты> га, а в муниципальную собственность было передано <данные изъяты> га земель из них <данные изъяты> га лесов.

Представитель ОРГАНИЗАЦИИ 1 по доверенности Нагорная И.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ОРГАНИЗАЦИИ 2 о признании права собственности на земельные участки, расположенные на территории <адрес> общей площадью <данные изъяты> га со следующими кадастровыми номерами: , , , ; , , , , ; , , , ; , , .

С учетом уточненных требований истец просит признать недействительными постановление главы Администрации ЯМО от 20 января 1998 года № 28 в части определения площади лесов, остающихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а так же площади лесов, находящихся в аренде по результатам перераспределения земель при образовании ОРГАНИЗАЦИИ 5 согласно Приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 4 ноября 1999 года № 1130 в части определения площади лесов, остающихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а так же площади лесов, находящихся в аренде по результатам перераспределения земель при образовании ОРГАНИЗАЦИИ 6, согласно Приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 18 ноября 2002 года № 1961 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Ярославского района от 4 ноября 1999 года № 1130» в части определения площади земель, находящихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а также площади земель, находящихся в аренде, согласно приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 13 сентября 2005 года «О внесении изменений в приложение к постановлению главы ЯМО от 18 ноября 2002 года № 1961 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Ярославского района от 04.11.99 года № 1130» в части определения площади земель, находящихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а также площади земель, находящихся в аренде, согласно Приложению.

Исковые требования мотивирует тем, что в связи с выходом ряда участников коллективно-долевой собственности на землю из членов ОРГАНИЗАЦИИ 1 с выделением им земельных долей, общее количество прочей земли, находящейся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 уменьшалось.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ году по решению ряда собственников их земельные паи были выделены в натуре с передачей в качестве взноса в ОРГАНИЗАЦИИ 5 Проект перераспределения земель был разработан ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7 и утвержден постановлением главы Ярославского муниципального округа от 20.01.1998 года № 28. Согласно данному постановлению ОРГАНИЗАЦИИ 5 передавалось <данные изъяты> гектар сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов и пастбищ) и <данные изъяты> гектар - прочие земли. В собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 оставалось <данные изъяты> га причих земель (без леса), в аренде – <данные изъяты> га лесов. В ДД.ММ.ГГГГ году аналогичным образом произошло выделение земельных паев в счет их взноса в качестве вклада в ОРГАНИЗАЦИИ 6 Проект перераспределения также выполнялся ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7 и был утвержден постановлением главы Ярославского муниципального округа от 04.11.1999 года № 1130. Согласно данному постановлению ОРГАНИЗАЦИИ 6 передавалось <данные изъяты> гектар сельскохозяйственных угодий и <данные изъяты> гектара прочих земель (кустарников и др.), а в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 осталось <данные изъяты> га прочих угодий, лесов не было. В муниципальной собственности стало <данные изъяты> га леса.

Таким образом, из общего количества <данные изъяты> гектар прочих земель, право собственности на которые возникло у ОРГАНИЗАЦИИ 1 на основании постановления главы администрации Ярославского района от 24.09.1992 г. № 374, было выделено <данные изъяты> и <данные изъяты> гектара. Всего осталось <данные изъяты> гектара.

13 сентября 2005 года было издано постановление главы Ярославского муниципального округа № 1316, которым было подтверждено количество прочих земельных угодий, находящихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 в размере <данные изъяты> гектар, из них <данные изъяты> гектар земли под производственными центрами и <данные изъяты> гектар иных угодий.

На основании указанного постановления ОРГАНИЗАЦИИ 1 оформило право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> гектар, что подтверждается записью . При регистрации права собственности земельному участку был присвоен кадастровый (условный) номер , но его границы, ни картографическим, ни иным способом не определялись. В дальнейшем часть земель данного участка площадью <данные изъяты> га была определена в натуре. В отношении данной части были проведены межевые работы, и она была поставлена на кадастровый учет как часть земельного участка номер , образованная в результате его раздела. Оставшейся в результате раздела части был присвоен кадастровый номер . Указанные выше постановления по перераспределению земель истец просит признать недействительными в части определения площади лесов, остающихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а так же площади лесов, находящихся в аренде.

Таким образом, до настоящего времени не оформлено право собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 на <данные изъяты> гектара прочих земель в результате не включения их в постановление главы Ярославского муниципального округа № 1316 от 13.09.2005 года. Также не установлены границы земельного участка с кадастровым номером .

В настоящее время ОРГАНИЗАЦИИ 1 осуществило межевание и постановку на кадастровый учет 17 участков земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> гектар.

Ответчик право истца на указанные земли не признает, полагая, что они являются муниципальной собственностью.

В судебном заседании представители истца по доверенности Нагорная И.Р.и Степанова И.Л. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ОРГАНИЗАЦИИ 2 и третьего лица – ОРГАНИЗАЦИИ 8 по доверенности Ершикова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на пропуск ОРГАНИЗАЦИИ 1 срока исковой давности. Пояснила, что определением Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N213-O указано, что ст.255 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных; служащих также и объединениям граждан (юридическим лицам) и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу. Срок обращения с таким заявлением в суд определен ст.256 ГПК РФ и составляет три месяца со дня. когда лицу (гражданам, юридическим лицам) стало известно о нарушении его прав и свобод. ОРГАНИЗАЦИИ 1 с указанными в исковом заявлении постановлениями Главы администрации ЯМО N28 от 20.01.1998, N1130 от 04.11.1999 N1961 от 18.11.2002, N1316 от 13.09.20058 и приложениями к ним были ознакомлены были своевременно (в любом случае значительно ранее, чем за три месяца до подачи искового заявления), что в частности подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером , имеющимися в ОРГАНИЗАЦИИ 9. Представители ОРГАНИЗАЦИИ 1 на основании указанных постановлений обращались с заявлением о государственной регистрации права собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 на земельный участок с кадастровым номером в ДД.ММ.ГГГГ году с приложением копий названных выше постановлений. Они же (представители ОРГАНИЗАЦИИ 1 в ДД.ММ.ГГГГ году ставили данный земельный участок на кадастровый учет на основании названных постановлений. Данное обстоятельство не оспаривается представителями ОРГАНИЗАЦИИ 1

Кроме того, полагала, что истцом пропущен и общий срок исковой давности - срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ), и который ст. 196 ГК РФ установлен в три года. Доводы представителей ОРГАНИЗАЦИИ 1 о том, что ранее руководством ОРГАНИЗАЦИИ 1 по причине «невнимательного прочтения документов», а также по причине нежелания «осложнять отношения» с ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 не придавалось значения содержанию оспариваемого ими в настоящее время постановления, полагала несостоятельными. На основании изложенного, с учетом положений ст.199 ГК РФ просила применить положения об истечении срока исковой давности и отказать в удовлетворении заявленных ОРГАНИЗАЦИИ 1 требований.

По существу иска пояснила, что земельные участки, о которых идет речь в исковом заявлении ОРГАНИЗАЦИИ 1 не могли быть переданы в собственность юридического лица в качестве «прочих земель», поскольку согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» при определении земельной доли (пая) учитывались сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том чисел земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.

Согласно Перечню земельно-учетной терминологии, утвержденному Министерством сельского хозяйства СССР 21.07.1970 года, под сельскохозяйственным угодьем понимается земельный участок, используемый в сельском хозяйстве как главное средство производства: пашня, залежь, многолетние насаждения {без лесной площади), сенокосы и пастбища (без оленьих). Указом Президента РФ от 07.03.1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (п.8) установлено, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива. В этот перечень не включены земельные участки, занятые лесами.

К несельскохозяйственным угодьям относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции

Представителями ОРГАНИЗАЦИИ 1 не оспаривается, что <данные изъяты> земельных участков, о признании права собственности на которые подано исковое заявление, были сформированы из земельного участка с кадастровым номером . При этом из их (представителей) пояснений в предыдущих судебных заседаниях следует, что данные участки выбраны для иска произвольно потому, что их местоположение удобно для использования Каких-либо доказательств того, что именно данные земельные участки по проекту землеустройства, утвержденному постановлением № 374 от 24.09.1992 года, входили в состав <данные изъяты> га прочей земли (как <данные изъяты> га лесов), передаваемой в собственность ОРГАНИЗАЦИИ 1 не представлено.

ОРГАНИЗАЦИЯ 2 считает, что спорные земельные участки к прочим угодьям никогда не относились. Это земельные участки, покрытые лесом, а не кустарником, древесно-кустарниковой растительностью или мелколесьем, эти площади учтены как лесоустроенные, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным в соответствии с постановлением ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 и ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 на срок <данные изъяты> лет с последующим продлением через каждые <данные изъяты> лет (общим предельным сроком <данные изъяты> лет), в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, занятого лесными площадями, общей площадью <данные изъяты> га, с условным номером (на последней странице которого имеется ссылка на договор от ДД.ММ.ГГГГ,
зарегистрированный за ), соглашением о внесении изменений к
договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, заключенным ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 10 и ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 на последней странице которого имеется штамп о проведении государственной регистрации в ОРГАНИЗАЦИИ 9 ДД.ММ.ГГГГ, peг. права безвозмездного пользования).

Впоследствии арендуемый земельный участок с условным номером был учтен в ГКН с кадастровым номером , о чем ОРГАНИЗАЦИИ 1 было известно и не оспаривалось, что в частности подтверждается материалами землеустроительного дела, изготовленного в ДД.ММ.ГГГГ году ОРГАНИЗАЦИЕЙ 11 по заказу ОРГАНИЗАЦИИ 1 утвержденного ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ОРГАНИЗАЦИИ 12; письмом за подписью председателя ОРГАНИЗАЦИИ 1 ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ за ; другими письмами ОРГАНИЗАЦИИ 1 имеющимися в деле по оформлению земельного участка в аренду юридического лица, представленного суду. Данный земельный участок с кадастровым номером состоял из <данные изъяты> самостоятельных участков с кадастровыми номерами (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), (<данные изъяты> га) всего <данные изъяты>, то есть площадь его уточнялась.

Также представителями ОРГАНИЗАЦИИ 1 не оспаривается, что <данные изъяты> земельных участков, являющихся предметом настоящего судебного разбирательства, покрыты лесами.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления-вырубки, гари, редины, прогалины и другие, и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) относятся к землям лесного фонда. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК и лесным законодательством (ст. 101 ЗК РФ).

Такое же определение земель лесного фонда было в ст.94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 года до 30.10.2001 года.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст.72 ЗКРФ), такое же определение было и в ст.56 ЗК РСФСР. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. Сведений о том, что спорные земли были созданы при проведении агролесомелиоративных мероприятий в Ярославском районе, не имеется.

Представитель ОРГАНИЗАЦИИ 13 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своеврменно и надлежащим образом. Директор ОРГАНИЗАЦИИ 13 представил отзывы, в которых указал на то, что в соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на зем­лях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначе­нием земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии с Положением о ОРГАНИЗАЦИИ 13, утвержденным постановлением Администрации Ярослав­ской области от 18.01.2007 года № 9 «О создании ОРГАНИЗАЦИИ 13», в функции ОРГАНИЗАЦИИ 13 входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, обеспечение за­ключения договоров купли-продажи лесных насаждений, а также осуществ­ление иных полномочий, переданных Российской Федерацией, в соответст­вии со ст.83 Лесного кодекса РФ, осуществляемых на землях лесного фонда. В настоящее время спорные земельные участки в состав земель лесного фон­да не входят. Однако, они являются лесоустроенными, то есть в отношении данных участков в установленном порядке проведены лесоустроительные работы. Категория защитности лесов – лесопарковая часть зеленой зоны. Представил суду выкопировку из таксационного описания, входящего в состав перспективного плана ведения лесного хозяйства подразделения бывшего Ярославского межхозяйственного лесхоза, в которой указан породный состав насаждений, их возраст, средний диамерт и средняя высота, а также запас.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц – ОРГАНИЗАЦИИ 14 ОРГАНИЗАЦИИ 9, ОРГАНИЗАЦИИ 15, ОРГАНИЗАЦИИ 4 ОРГАНИЗАЦИИ 16 ОРГАНИЗАЦИИ 17, Решетов А.Л., Агафонова В.Д., причина неявки суду не известна, извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дел, копии межевых дел, считает требования представителя истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Как следует из положений Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.

При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том чисел земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.

Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю.

Как следует из позиции истца, исходя из среднерайонной нормы бесплатной передачи земли, размер пая был определен в количестве <данные изъяты> гектар сельскохозяйственных угодий с оценкой <данные изъяты> баллогектаров. При общем числе граждан, обладающих правом на бесплатное получение земельного пая, составляющем <данные изъяты> человек, подлежало передаче в бесплатную собственность <данные изъяты> гектар сельхозугодий и <данные изъяты> гектар прочих угодий, что и было закреплено в постановлении Главы Администрации Ярославского района от 24 сентября 1992 года. В муниципальную собственность данным постановлением передано <данные изъяты> гектар прочих угодий.

При перераспределении земель в результате передачи части ОРГАНИЗАЦИИ 5 в коллективно-долевой собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 осталось <данные изъяты> гектар, из них: сельхозугодий <данные изъяты> гектар, и прочих угодий <данные изъяты> гектар, что подтверждается Постановлением Главы Администрации Ярославского района от 20 января 1998 года, Приложение к которому оспаривается истцом.

При перераспределении земель в результате передачи части ОРГАНИЗАЦИИ 6 в коллективно-долевой собственности АПК «Туношна» осталось <данные изъяты> гектар, из них: сельхозугодий <данные изъяты> гектар и прочих угодий <данные изъяты> гектар, что подтверждается Постановлением Главы Администрации Ярославского района от 20 января 1998 года, в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 числилось <данные изъяты> гектара.

Согласно приложению к Постановлению Главы Администрации Ярославского района от 18 ноября 2002 года № 1961, в коллективно-долевой собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 числится <данные изъяты> гектар сельскохозяйственных и прочих угодий, что в дальнейшем подтвердилось Постановлением Главы Администрации от 13 сентября 2005 года «О внесении изменений в приложение к Постановлению Главы Администрации Ярославского района от 18 ноября 2002 года № 1961».

Согласно представленным межевым планам, выполненным по заказу ОРГАНИЗАЦИИ 1 ОРГАНИЗАЦИЕЙ 18, общая площадь <данные изъяты> спорных земельных участков составила <данные изъяты> гектара.

Не смотря на это, стороны не отрицают, что все спорные земельные участки заняты лесами, некоторые из которых, по сведениям ОРГАНИЗАЦИИ 13 от ДД.ММ.ГГГГ, лесоустроены и подлежат переводу в земли лесного фонда, однако данный перевод не осуществлялся в связи с отсутствием средств на размежевание земельных участков.

В указанных выше оспариваемых истцом постановлениях о перераспределении земель указано, что в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 земельные участки, занятые лесами отсутствуют.

Согласно п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Доказательства перевода указанного земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, спорные земельные участки не являются в настоящий момент объектом федеральной собственности в соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 и ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 был заключен договор аренды земельного участка, в состав которого входят спорные земельные участки. Данный договор был заключен сроком на <данные изъяты> лет и исполнялся сторонами в соответствии с его условиями. Доводы представителя истца относительно того, что при заключении договора аренды, местоположение арендуемого земельного участка было не определено и спорные земельные участки не входили в его состав опровергаются иными материалами дела. Договор аренды сторонами не оспаривается.

Исходя из содержания указанного выше договора аренды усматривается, что предоставляемый в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> га (с кадастровым номером ) является землями сельхозназначения, занятыми лесными площадками.

На протяжении всего времени аренды истцом земельного участка площадью <данные изъяты> га ответчиком начисляются арендные платежи, которые оплачиваются истцом в соответствии с условиями договора, а так же утверждаются и подписываются дополнительные соглашения. Таким образом, никаких разногласий у сторон по поводу прав на земельный участок общей площадью <данные изъяты> га не имелось.

В преддверии истечения срока указанного выше договора аренды председатель ОРГАНИЗАЦИИ 1 ФИО 1 обратился к ОРГАНИЗАЦИИ 2 с предложением о заключении с ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 долгосрочного договора аренды на земельный участок с кадастровым номером с приложением кадастрового плана земельного участка, где определены границы участка на местности.

Решением комиссии по ОРГАНИЗАЦИИ 2 от ДД.ММ.ГГГГ было разрешено предоставление истребуемого ОРГАНИЗАЦИИ 1 земельного участка в аренду на три года.

ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 в адрес ОРГАНИЗАЦИИ 2 была направлена копия землеустроительного дела на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м..

Решением комиссии ОРГАНИЗАЦИИ 2 от ДД.ММ.ГГГГ разрешено предоставление ОРГАНИЗАЦИИ 1 земельного участка в аренду при условии осуществления перевода земельного участка из категории земель сельхозназначения в категорию особо охраняемых объектов и территорий самим заявителем.

ДД.ММ.ГГГГ председателем ОРГАНИЗАЦИИ 1 ФИО 1 было направлено в адрес ОРГАНИЗАЦИИ 2 письмо с просьбой об ускорении подготовки постановления и заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ОРГАНИЗАЦИИ 1 по заявке ОРГАНИЗАЦИИ 1 заявителю было разрешено размежевание земельного участка с кадастровым номером . Все вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ от ОРГАНИЗАЦИИ 1 в ОРГАНИЗАЦИЮ 2 поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность заявителю за плату.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ОРГАНИЗАЦИИ 1 по данной заявке ОРГАНИЗАЦИИ 1 заявителю о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 было вынесено постановление о заключении с ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., ранее предоставленного ОРГАНИЗАЦИИ 1 по договору аренды.

Постановлением ОРГАНИЗАЦИИ 1 от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление отменено и решено предоставить ОРГАНИЗАЦИИ 1 в аренду восемь земельных участков из земель сельхозназначения, для сельскохозяйственного использования.

Данное постановление истцом не обжаловалось, в отношении указанных восьми земельных участков был между сторонами по настоящему делу заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, участки переданы по факту, однако ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило исковое заявление о признании права собственности за ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 на спорные земельные участки.

С учетом уточненных требований истец просит признать недействительными постановление главы Администрации ЯМО от 20 января 1998 года № 28 в части определения площади лесов, остающихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а так же площади лесов, находящихся в аренде по результатам перераспределения земель при образовании ОРГАНИЗАЦИИ 5 согласно Приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 4 ноября 1999 года № 1130 в части определения площади лесов, остающихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а так же площади лесов, находящихся в аренде по результатам перераспределения земель при образовании ОРГАНИЗАЦИИ 6 согласно Приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 18 ноября 2002 года № 1961 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Ярославского района от 4 ноября 1999 года № 1130» в части определения площади земель, находящихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а также площади земель, находящихся в аренде, согласно приложению ; постановление главы Администрации ЯМО от 13 сентября 2005 года «О внесении изменений в приложение к постановлению главы ЯМО от 18 ноября 2002 года № 1961 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Ярославского района от 04.11.99 года № 1130» в части определения площади земель, находящихся в собственности ОРГАНИЗАЦИИ 1 а также площади земель, находящихся в аренде, согласно Приложению.

Согласно п.16 ч.2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Принимая к производству указанные требования о признании недействительными постановлений ОРГАНИЗАЦИИ 1 в части определения площади лесов при перераспределении земель ОРГАНИЗАЦИИ 1 суд исходил из того, что данные требования были заявлены истцом как участником коллективно-долевой собственности наряду с физическими лицами, чьи интересы непосредственно затрагивались при перераспределении оспариваемыми нормативными актами земель, находящихся в коллективно-долевой собственности, в том числе и ОРГАНИЗАЦИИ 1 Кроме того, данные требования взаимосвязаны с первоначально заявленными требованиями истца о признании права коллективно-долевой собственности на <данные изъяты> земельных участков общей площадью <данные изъяты> га.

Статьи 255 и 258 ГПК РФ и статья 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" по своему конституционно-правовому смыслу, предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

Суд соглашается с позицией ответчика относительно того, что оспариваемые постановления, не оспариваясь своевременно, исполнены, на основании данных актов были заключены договора, осуществлялся учет земельных участков, входящих в состав земель, указанных в оспариваемых постановлениях.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч. 1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, суд не считает уважительными причины пропуска истцом сроков для обжалования указанных выше постановлений. Из материалов дела усматривается, что истец не только был ознакомлен с оспариваемыми постановлениями, но и активно использовал их как правоустанавливающие документы на арендуемый участок. Доводы истца о том, что не были определены границы и план арендуемого земельного участка так же опровергаются материалами дела, в том числе копией кадастрового плана земельного участка общей площадью <данные изъяты> га. от ДД.ММ.ГГГГ.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

На основании изложенного, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 УПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ОРГАНИЗАЦИИ 1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Л.Кропотова