Дело № 2-730/2012 г. Ярославль «24» марта 2012 г. Ярославский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Патрунова С.Н., при секретаре Васильевой М.С., при участии прокурора ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сучкова В. А. об оспаривании решения ОРГАНИЗАЦИЯ1, включении в список избирателей, установил: Сучков В. А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: АДРЕС1. На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сучков В.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: АДРЕС2. Указанные обстоятельства подтверждаются копией паспорта истца, свидетельством № о регистрации по месту пребывания, выпиской из домовой книги. ДД.ММ.ГГГГ Сучков В.А. обратился в ОРГАНИЗАЦИЯ1 с заявлением, в котором просил внести его в список избирателей по месту его фактического проживания (АДРЕС2. Решением ОРГАНИЗАЦИЯ1 № от ДД.ММ.ГГГГ Сучкову В.А. отказано во включении его в список избирателей по избирательному участку №. Решение мотивировано тем, что место жительства Сучкова В.А., установленное органами регистрационного учета путем проставления отметки в паспорте заявителя, не находится на территории АДРЕС2. Сучков В. А. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что ... проживает в АДРЕС2, в третий раз им оформлена регистрация по месту пребывания. Перед выборами ДД.ММ.ГГГГ обратился в избирательную комиссию № в ... в просьбой о включении в список голосования. Заявителю в этом отказано, так как он имеет постоянную регистрацию в .... ДД.ММ.ГГГГ вынужден был ехать в ... и проголосовать. С решением об отказе во включении в список избирателей не согласен, так как согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании изложенного, просил: - включить его в список голосования на участке №; - обратить внимание членов территориальной комиссии на формальное отношение в своим обязанностям и необходимость тщательно изучить законодательную базу, - считать решение ОРГАНИЗАЦИЯ1 незаконным. В судебном заседании Сучков В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что на выборах ДД.ММ.ГГГГ голосовал за мэра ..., но лишь постольку, поскольку ему не было предоставлено право проголосовать по месту жительства в .... Его жена также зарегистрирована в ..., значительную часть времени проводит в ..., всегда голосует в .... Заявитель не оформлял постоянную регистрацию по месту жительства в ..., так как опасается, что не сможет воспользоваться медицинской помощью в больницах ..., вынужден будет лечиться в больнице в ..., до которой сложно добраться. Считает включение его в списки голосования в ... незаконным, так как фактически проживает в .... Председатель ОРГАНИЗАЦИЯ1 – ФИО2. против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в решении № от ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что включение заявителя в список избирателей по ... приведет к двойному учету заявителя в списках избирателей, так как заявитель включен в соответствующий список избирателей в ... Представитель прокуратуры <данные изъяты> ФИО1 считала заявление не подлежащим удовлетворению. Согласилась с доводами председателя ОРГАНИЗАЦИЯ1. Указала, что заявитель реализовал свое активное избирательное право, проголосовав на выборах мэра .... Пояснила, что заявитель обращался в прокуратуру <данные изъяты> с жалобой, аналогичной рассматриваемому заявлению, ДД.ММ.ГГГГ. Заявителю дан ответ, согласно которому оснований для применения мер прокурорского реагирования не выявлено. Доводы, содержащиеся в указанном ответе, поддерживает. Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Решение ОРГАНИЗАЦИЯ1 № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Оснований для включения Сучкова В.А. в список избирателей по избирательному участку № не имеется. Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту – Закон №67-ФЗ) основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Согласно п. 2 ст. 17 Закона №67-ФЗ в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Пунктами 18, 26 ст. 2 Закона №67-ФЗ установлено, что избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В соответствии со ст. 4 Закона №67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона ЯО от 02.06.2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее по тексту – Закон №27-З) основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона №67-ФЗ основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Действующее законодательство разграничивает понятия «место жительства» и «место пребывания». Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 указанного закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу ст. 5 указанного закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Суд соглашается с позицией ОРГАНИЗАЦИЯ1, из которой следует, что органами регистрационного учета местом жительства заявителя установлен ..., где Сучков В.А. имеет активное избирательное право и уже его реализовывал, участвуя в выборах мэра .... Доводы Сучкова В.А., о том, что органами регистрационного учета ему выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания в ..., то есть, установлено его место жительства в ..., не могут быть приняты во внимание. Свидетельство о регистрации по месту пребывания не подтверждает место жительства в .... Согласно п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828) именно в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета. Таким образом, до тех пор, пока Сучковым В.А. не исполнена обязанность по регистрации в ... по месту жительства, указанное место является местом его временного пребывания. Законы №67-ФЗ, №27-З предусматривают возможность голосования по месту временного пребывания в строго определенных случаях. Заявитель не подпадает под категорию лиц, которая имеет право голосовать по месту пребывания. Заявитель в принципе не обладает активным избирательным правом на выборах главы <данные изъяты>, так как органами регистрационного учета его место жительства установлено в .... Право на участие в выборах органов местного самоуправления заявитель уже реализовывал (участвуя в выборах мэра ...) и может реализовать впоследствии (участвуя в выборах мэра ... ДД.ММ.ГГГГ). Включение заявителя в список избирателей ... приведет к двойному включению заявителя в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, что недопустимо. Позиция суда подтверждается п. 14, 29, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в которых в частности, указано, что наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации. При рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Руководствуясь ст. 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Сучкова В. А. отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Патрунов С.Н.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ