Об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения. Решение вступило в законную силу 03 апреля 2012г.



Дело № 2-43/2012

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2012 года

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль «24» февраля 2012 г.

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при секретаре Васильевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОРГАНИЗАЦИЯ1 к ОРГАНИЗАЦИЯ2, ОРГАНИЗАЦИЯ3 об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения,

установил:

ОРГАНИЗАЦИЯ1 обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ2 ОРГАНИЗАЦИЯ3 (с учетом уточнения исковых требований и состава лиц, участвующих в деле). Окончательно просил обязать ОРГАНИЗАЦИЯ3 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в полосе отвода автомобильной дороги <адрес> на съезде к бывшей туберкулезной больнице, в срок, равный ... со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОРГАНИЗАЦИЯ2 надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора - несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной в полосе отвода автомобильной дороги <адрес> на съезде к бывшей туберкулезной больнице, в срок, равный ... со дня вступления решения суда в законную силу.

В заявлении (с учетом уточненного – л.д. ...) указал, что в ходе проверки ОРГАНИЗАЦИЯ1 установлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора на территории <данные изъяты>. Свалка отходов расположена с правой стороны от автомобильной дороги <адрес> на съезде к бывшей туберкулезной больнице. Рассматриваемый участок автодороги относится к ... технической категории. Ширина полосы отвода составляет ... метров (граница полосы отвода проходит на расстоянии ... метра справа и слева от оси проезжей части автодороги), ширина придорожной полосы составляет ... метров от границы полосы отвода в каждую сторону. В месте размещения отходов не земляном покрове имеются бытовые отходы, картонная тара, продукты питания, строительные отходы, отходы швейного производства. Свалка была расположена как в придорожной полосе, так и в полосе отвода указанной автомобильной дороги. Установлено, что часть свалки, располагавшаяся в придорожной полосе автодороги, ликвидирована силами ОРГАНИЗАЦИЯ2. В настоящее время несанкционированное размещение отходов имеет место в полосе отвода автодороги. Рассматриваемая автомобильная дорога, в соответствии с п. 864 Перечня автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности <данные изъяты>, является государственной собственностью <данные изъяты>. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1.1 Положения о ОРГАНИЗАЦИЯ3 является органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке государственную политику в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <данные изъяты>. Таким образом, бремя содержания рассматриваемой автомобильной дороги несет ОРГАНИЗАЦИЯ3 Вместе с тем, администрация сельского поселения не освобождается от решения вопроса местного значения, возложенного на нее п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Несанкционированное размещение отходов нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В судебное заседание не явились: ответчик - ОРГАНИЗАЦИЯ3; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ОРГАНИЗАЦИЯ4. Извещены надлежаще. О причинах неявки не сообщили. Дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании помощник ФИО1 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что обязанность ОРГАНИЗАЦИЯ2 по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, закрепленная п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не поставлена в зависимость от того, имеется ли у земельного участка собственник, не ограничена только территорией населенного пункта. Организовать сбор и вывоз мусора ОРГАНИЗАЦИЯ2 может любым законным способом: сама вправе определять содержание указанных действий.

Представитель ответчика - ОРГАНИЗАЦИЯ2 по доверенности - ФИО2 считала исковые требования к ОРГАНИЗАЦИЯ2 не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что свалка осталась только в полосе отвода дороги: в придорожной полосе убрана ответчиком. Обязанность по уборке свалки в полосе отвода дороги лежит на собственнике автодороги и земельного участка, от имени которого выступает ОРГАНИЗАЦИЯ3. Из п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует обязанность ОРГАНИЗАЦИЯ2 осуществлять сбор и вывоз мусора только на территории населенных пунктов. Требования к ОРГАНИЗАЦИЯ3 и к ОРГАНИЗАЦИЯ2 фактически дублируют друг друга. Требования к ОРГАНИЗАЦИЯ2 неисполнимы. Собственник сам вправе определять способы сбора и вывоза мусора; ОРГАНИЗАЦИЯ2 не вправе вмешиваться в указанную деятельность собственника. Истцом не указано, что конкретно должна сделать ОРГАНИЗАЦИЯ2 для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, каким образом ОРГАНИЗАЦИЯ2 должна организовать работы собственника по сбору и вывозу мусора со свалки.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает установленным, что у автомобильной дороги <адрес> на съезде к бывшей туберкулезной больнице расположена свалка. Из ответа ОРГАНИЗАЦИЯ3 (л.д....) следует, что рассматриваемый участок автомобильной дороги относится к ... технической категории. Ширина полосы отвода - ... м. (граница полосы отводы проходит на расстоянии ... метра справа и слева от оси проезжей части автодороги), ширина придорожной полосы ... м. от границы полосы отвода в каждую сторону. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Материалами дела подтверждается, что оставшаяся (неубранная) часть свалки полностью расположена в полосе отвода автодороги <адрес> (на расстоянии до ... м. от оси дороги). Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, также не оспаривалось, подтверждается фото- и видеоматериалами, схемой (л.д....).

Автодорога <данные изъяты> является собственностью <данные изъяты>, что подтверждается Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности <данные изъяты> (утв. Постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ N ), а также государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности <данные изъяты> и мостовых сооружений на них.

Нахождение свалки в указанном месте, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Согласно пп. 1,2 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Закон) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются, в том числе, выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Аналогичные положения содержатся в п. 5 Положения о полосах отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и о мерах по сохранности автомобильных дорог (утв. Постановлением Администрации области от 03.09.2007 N 360-а). В п. 5 указанного Положения, кроме того, прямо указано, что в границах полосы отвода региональной автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания региональной автомобильной дороги и размещения объектов, предусмотренных Положением, запрещается свалка мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы в границах полос отвода автомобильной дороги. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 51) прямо запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Таким образом, размещение несанкционированной свалки отходов в полосе отвода, на почве запрещено.

Одним из способов защиты прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ). С учетом изложенного, спорная свалка бытовых отходов и мусора подлежит ликвидации.

Спор между сторонами имеет место по вопросу о том, на ком лежит обязанность по ликвидации свалки.

По мнению суда, обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на ОРГАНИЗАЦИЯ3

Из п. 1,15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Закон) следует, что автомобильная дорога как объект транспортной инфраструктуры включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги. В соответствии с п. 4.1. ст. 25 Закона полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог.

В соответствии с Положением о ОРГАНИЗАЦИЯ3 (приложение ... к постановлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N ) ОРГАНИЗАЦИЯ3 в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право: представлять интересы <данные изъяты> как собственника по вопросам управления государственной казной <данные изъяты> в части владения, пользования, распоряжения региональными автомобильными дорогами (п. ); представлять интересы департамента в правоохранительных, судебных и иных органах и организациях (п. ); выступать истцом и ответчиком в суде как орган исполнительной власти <данные изъяты> по вопросам, входящим в его компетенцию (п. ).

Таким образом, на ОРГАНИЗАЦИЯ3 как на лице, осуществляющим полномочия собственника, лежит бремя содержания автодороги <данные изъяты>, в том числе, в полосе отвода.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п. 9 Положения о полосах отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и о мерах по сохранности автомобильных дорог (утв. Постановлением Администрации области от 03.09.2007 N 360-а) лица, осуществляющие работы в границах полос отвода региональных автомобильных дорог, а также собственники объектов, в том числе средств наружной рекламы, осуществившие размещение объектов в границах полос отвода региональных автомобильных дорог без предусмотренного пунктом 6 Положения разрешения на производство работ и без разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, по предписанию органа управления дорожным хозяйством области либо управомоченного им лица, включая подведомственные этому органу государственные учреждения, обязаны прекратить работы, демонтировать размещенные в полосе отвода объекты и привести полосу отвода и конструктивные элементы региональной автомобильной дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований орган управления дорожным хозяйством области и управомоченное им лицо, включая подведомственные этому органу государственные учреждения, организует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работы по ликвидации построенных сооружений, приведению полосы отвода и конструктивных элементов автомобильной дороги в первоначальное состояние с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов.

С учетом изложенного, обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ОРГАНИЗАЦИЯ3.

Ссылка на государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, как не предусматривающий финансирование работ по ликвидации свалок, не может быть принята во внимание. Договорные отношения сторон в рамках указанного контракта, объем работ по содержанию автодороги, зависят, в том числе, от воли собственника. Если собственник автодороги не поручил подрядчику выполнение обязанностей по ликвидации свалок, то должен выполнять данную обязанность самостоятельно.

Ссылка истца, представителя ОРГАНИЗАЦИЯ3 (в предыдущих судебных заседаниях) на п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как возлагающий на ОРГАНИЗАЦИЯ2 обязанность по организации работ по ликвидации спорной свалки, не может быть принята во внимание, как основанная на неправильной интерпретации норм права.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (аналогичное положение содержится в п. ... Устава ОРГАНИЗАЦИЯ2). Данные положения нельзя рассматривать как возлагающие на орган местного самоуправления обязанность по ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, находящихся в чужой собственности, что следует из сопоставления содержания указанного пункта с иными пунктами данной статьи. П. 4 ч. 1 той же статьи указанного закона относит к вопросам местного значения поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Однако, это не значит, что на администрации сельского поселения лежит обязанность по организации, финансированию работ по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, водоотведению в каждом частном доме, находящемся на территории поселения.

Доказательств того, что спорная свалка образовалась по вине ОРГАНИЗАЦИЯ2, не организовавшей надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения, материалы дела не содержат. Из пояснений лиц, участвующих в деле, документов, обнаруженных на свалке, следует, что на свалку свозились, в том числе, отходы и мусор лицами, проживающими за пределами ОРГАНИЗАЦИЯ2. Оснований для возложения на ОРГАНИЗАЦИЯ2 обязанности по ликвидации свалки в качестве возмещения причиненного вреда в натуре (ст. 1082 ГК РФ) не имеется.

Причиной возникновения свалки, по мнению суда, является ненадлежащая организация собственником автодороги мест для сбора мусора в пределах указанной автодороги.

Суд соглашается в доводами представителя ОРГАНИЗАЦИЯ2, согласно которым собственник автодороги самостоятельно определяет каким образом организовать работы по ликвидации свалки, период их осуществления, источники финансирования и др. Исковые требования к ОРГАНИЗАЦИЯ2 не могут быть удовлетворены, как нарушающие права собственника автодороги, его свободу воли.

В силу ст. 206 ГПК РФ в случае вынесения решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Лица, участвующие в деле, не возражали против установления срока на ликвидацию свалки, равного одному месяцу с момента вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, указанный срок является разумным, достаточным для ликвидации свалки.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ3 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в полосе отвода автомобильной дороги <адрес> на съезде к бывшей туберкулезной больнице в течение ... с момента вступления настоящего решения суда в силу.

Считать схему расположения несанкционированной свалки неотъемлемой частью настоящего решения.

В удовлетворении остальных исковых требований ОРГАНИЗАЦИЯ1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Судья Патрунов С.Н.