Дело № 2-10/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Труфановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
30 марта 2011 года
гражданское дело по иску Фантугиной А.Р. к ОРГАНИЗАЦИЯ1 о признании незаконным решения об отказе в признании в качестве нуждающегося по улучшению жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося по улучшению жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Фантугина А.Р. обратилась в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ1 о признании незаконным решения об отказе в признании в качестве нуждающегося по улучшению жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося по улучшению жилищных условий. В заявлении Фантугина А.Р. указала, что она является ветераном-участником Великой Отечественной войны, награждена медалью «За оборону Ленинграда», она как супруга умершего <данные изъяты> имеет право на получение льгот, предусмотренных действующим законодательством. С 1960-х годов она проживает в индивидуальном жилом жоме по адресу: <адрес>. Домовладение было построено мужем истца своими силами и за счет своих средств. Жилая площадь дома <данные изъяты>, состоит из двух комнат, в доме отсутствует канализация, горячее и холодное водоснабжение. На основании Указа Президента РФ она, как ветеран войны, имеет право на обеспечение ее жильем. В связи с чем, она обратилась в ОРГАНИЗАЦИЯ1 с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано. Заявитель просит признать незаконным решение ОРГАНИЗАЦИЯ1 об отказе в признании ее нуждающейся в жилых помещениях, обязать ОРГАНИЗАЦИЯ1 принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны в соответствующей льготной очереди на получение жилья.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены ОРГАНИЗАЦИЯ2 - в качестве соответчиков, ОРГАНИЗАЦИЯ3 и ОРГАНИЗАЦИЯ4 – в качестве третьих лиц (л.д. 51, 77).
Истец в судебное заседание не явился. Его интересы по нотариально удостоверенной доверенности представляли Рыбина Л.В. и Жохов А.А. (л. д. <данные изъяты>), которые в судебном заседании поддержали заявленные требования, дали пояснения, соответствующие содержанию искового заявления, ссылаясь на техническое заключение, заявили, что дом, в котором проживает Фантугина А.Р. находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Представитель истца Жохов А.А. заявил, что Фантугина А.Р. в своем доме зарегистрировала дочь Рыбину Л.В. и внука ФИО2, а затем подарила дом Рыбиной Л.В. не в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся, а в силу объективных причин, вызванных необходимостью ухода за ней. Полагает, что ОРГАНИЗАЦИЯ1 формально отнеслась к заявлению истца о постановке ее на учет в качестве нуждающейся, несмотря на отсутствие сведений об аварийном состоянии дома, ОРГАНИЗАЦИЯ1 не разъяснила заявителю право самостоятельное обращение в экспертное учреждение. Представитель истца настаивал признать незаконным отказ ОРГАНИЗАЦИЯ1 в признании истца в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ОРГАНИЗАЦИЯ1 по доверенности ФИО1 требование истца о признании незаконным отказ ОРГАНИЗАЦИЯ1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не признала. Пояснила, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся истцом в ОРГАНИЗАЦИЯ1 были предоставлены необходимые документы, в числе которых был технический паспорт на дом, в котором она проживает. Согласно данным технического паспорта процент износа дома определен в <данные изъяты>, что свидетельствовало о том, что дом пригоден для проживания, оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся не было. Действия Фантугиной А.Р. по регистрации в доме своих родственников и оформлению договора дарения дома дочери общественная комиссия по жилищным вопросам ОРГАНИЗАЦИЯ1 расценила как намеренное ухудшение жилищных условий. На момент обращения в жилищную комиссии истцом никаких доказательств непригодности дома для проживания не было предоставлено, поэтому отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся является законным. С учетом представленных суду новых доказательств, свидетельствующих о техническом состоянии дома, имеются основания для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ОРГАНИЗАЦИЯ3 по доверенности ФИО3 пояснила, что ОРГАНИЗАЦИЯ1 обоснованно на законных основаниях отказала истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, законом на органы местного самоуправления не возлагается обязанность производить обследование жилых помещений и условия жизни. ОРГАНИЗАЦИЯ1 приняла решение на основании документов, предоставленных истцом. Вопросы постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесено к компетенции ОРГАНИЗАЦИЯ1 (л.д. <данные изъяты>).
Ответчик - ОРГАНИЗАЦИЯ2, третье лицо - ОРГАНИЗАЦИЯ4 - в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве ОРГАНИЗАЦИЯ4 просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фантугина А.Р. являлась собственником индивидуального дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв. м. В настоящее время на основании договора дарения собственником указанного дома является ее дочь Рыбина Л.В.; в доме зарегистрированы и проживают Фантугина А.Р., ее дочь Рыбина Л.В. и внук ФИО2 В доме имеется освещение и отопление, отсутствует канализация и вода.
Как основание требования заявителем указано издание Президентом РФ Указа об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Согласно статье 3 Закона Ярославской области от 27.06.2007г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учету подлежат, в том числе граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Фантугина А.Р. является участником Великой Отечественной войны. В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны…, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
На территории области действует Постановление Правительства области от 11.01.2010г. № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за свет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006г. № 32».
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области (далее - Порядок) определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Порядок распространяется на следующие категории граждан:
- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;
- граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся:
- малоимущие;
- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;
- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положениям требованиям.
Согласно представленного представителями истца заключения ОРГАНИЗАЦИЯ5 основания и несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, приведшие к их деформации и образованию трещин, высыпанию частей цокольных и наружных несущих стена, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций и здания в целом. Износ здания с монета инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ до момента технического обследования ДД.ММ.ГГГГ увеличился: лит.А - с <данные изъяты> до <данные изъяты>, лит. А1 - с <данные изъяты> до <данные изъяты>, лит. а - с <данные изъяты> до <данные изъяты>, что составляет больше <данные изъяты>, из чего следует, что состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое, выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Жилой дом, расположенный по адресу: Ярославский <адрес>, находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, Фантугина А.Р. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ОРГАНИЗАЦИЯ1, как ветеран Великой Отечественной войны, имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», которая предоставляется Департаментом строительства Ярославской области в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области.
Вместе с тем, учитывая, что на момент обращения в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, основания, предусмотренные п. 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, для признания ее нуждающейся, истцом не указывались, и подтверждения тому не были им представлены, суд считает, что решение ОРГАНИЗАЦИЯ1 об отказе в признании ее нуждающейся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ является законным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Фантугину А.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ1 поставить Фантугину А.Р. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В удовлетворении остальных требований Фантугиной А.Р. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Ярославский областной суд с момента составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Ярославский районный суд.
Судья А. Ш. Сайфулина