Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2012 года
Дело № 2-1242/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Сергеевой К.А.,
с участием помощника прокурора Писановой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
01 августа 2012 года
гражданское дело по иску Прокурора к ОРГАНИЗАЦИИ о признании незаконными действия по отключению систем уличного освещения, обязании организовать освещение улиц в населенных пунктах,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с иском к ОРГАНИЗАЦИИ, просил признать действия ответчика в части отключения систем уличного освещения в населенных пунктах в ночное время суток незаконными; обязать ответчика в срок в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу организовать надлежащее освещение улиц в населенных пунктах сельского поселения.
В обоснование требований прокурор сослался на то, что Прокурор проведена проверка по обращению ФИО по вопросу законности отключения уличного освещения в населенных пунктах <данные изъяты> на летний период.
В ходе проверки установлено, что уличное освещение в населенных пунктах <данные изъяты> осуществляется на основании договора на потребление электроэнергии, заключенного между ОРГАНИЗАЦИЯ 1 и ОРГАНИЗАЦИИ
03 мая 2012 года по заявке ОРГАНИЗАЦИИ было отключено уличное освещение в населенных пунктах на территории всего <данные изъяты>
В судебном заседании помощник прокурора Писанова О.Е. требования поддержала по основаниям и в объеме иска, дала пояснения, соответствующие содержанию заявления.
Представитель ответчика ФИО22 по доверенности Макаревич Ю.Н. иск не признал, не отрицая факт отключения уличного освещения в населенных пунктах <данные изъяты>, заявил, что отключение осуществляется в целях экономии бюджетных средств.
Представитель третьего лица – ОРГАНИЗАЦИИ 2 по доверенности Молчанова Д.Г. свое отношение к иску не выразила, оставив решение на усмотрение суда. Пояснила, что по договору с ОРГАНИЗАЦИИ филиал ОРГАНИЗАЦИЯ 2 оказывает сельскому поселению услуги по техническому обслуживанию и ремонту уличного освещения в населенных пунктах. По заявлению Главы <данные изъяты> с 3 мая 2012 года уличное освещение в населенных пунктах <данные изъяты> было отключено.
Представитель третьего лица - ОРГАНИЗАЦИИ 3 Шамин С.В. в судебном заседании поддержал требования прокурора, полагая необходимым удовлетворить заявленные требования.
Третьи лица – ОРГАНИЗАЦИЯ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ 4 – своих представителей в суд не направили, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще, возражений по иску не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья граждан.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с п. 6 ст. 13 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, также относится к вопросам местного значения.
Прокуратура проведена проверка по обращению ФИО по вопросу законности отключения уличного освещения в населенных пунктах <данные изъяты> на летний период.
В ходе проверки установлено, что уличное освещение в населенных пунктах <данные изъяты> осуществляется на основании договора на потребление электроэнергии, заключенного между ОРГАНИЗАЦИЯ 1 и ОРГАНИЗАЦИЯ.
Услуги <данные изъяты> по техническому обслуживанию и ремонту наружного (уличного) освещения оказываются ОРГАНИЗАЦИЯ 2 Договор № от ДД.ММ.ГГГГ между ОРГАНИЗАЦИЕЙ и ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 был заключен на срок с 01 января по 30 апреля 2012 года.
На исполнителе услуг лежала обязанность, в числе прочего, обеспечивать освещенность в темное время суток, автоматическое включение и отключение установок уличного освещения, управление сетью уличного освещения.
16 апреля 2012 года в ОРГАНИЗАЦИЮ 2 из ОРГАНИЗАЦИЮ поступила заявка на отключение уличного освещения на территории Курбского поселения с 01 мая 2012 года.
Отключение уличного освещения в населенных пунктах на территории всего <данные изъяты> было произведено 03 мая 2012 года.
По сообщению ОРГАНИЗАЦИЯ отключение уличного освещения в летний период производится в целях экономии бюджетных средств и в соответствии с решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствии с пунктами 4.6.1, 4.6.3, 1.6.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч, транспортных средств в обоих направлениях — менее 50 ед./ч.
Требования указанного ГОСТа являются обязательными и направленными на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в пункте 27 предусмотрено, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
На основании анализа приведенных законоположений суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации уличного освещения в границах населенных пунктов поселения.
ОРГАНИЗАЦИЯ данную обязанность не исполняет, допустило полное отключение уличного освещения на длительный период - с мая по сентябрь текущего года.
Отсутствие уличного освещения создает угрозу нарушения прав граждан на личную безопасность и неприкосновенность от преступных посягательств, нарушает права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории <данные изъяты>, на благоприятную среду обитания, а также на безопасность дорожного движения и противопожарную безопасность.
При таких данных, учитывая, что отсутствие уличного освещения на территории <данные изъяты> установлен, суд признает оспариваемые прокурором действия ОРГАНИЗАЦИЯ незаконными, поэтому возлагает на ОРГАНИЗАЦИЯ обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу. Указанный срок суд считает разумным.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие бюджетных средств для поддержания уличного освещения в летнее время не может быть признана состоятельной и рассматриваться в качестве основания для отказа в иске, предъявленного прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора удовлетворить.
Признать действия ОРГАНИЗАЦИЯ в части отключения систем уличного освещения в населенных пунктах в ночное время суток незаконными.
Обязать ОРГАНИЗАЦИЯ в срок в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу организовать надлежащее освещение улиц в населенных пунктах сельского поселения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А. Ш. Сайфулина