приговор и кассационное определение изменены в связи с неправильным применением уголовного закона при назначении наказания по совокупности преступлений на основании ч.3 ст. 69 УК РФ



44-у-7- 2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

г. Ярославль 19 января 2011 года

Президиум Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Ананьева В.Н.

и членов президиума Федоренко Г.В., Беляевой Л.Н., Горохова С.Ю., Бредининой Г.К., Волковой В.Г., Юрина М.В.

рассмотрел дело по надзорной жалобе осужденной Беловой М.В., надзорному представлению заместителя прокурора Ярославской области Попова Н.Г. о пересмотре приговора Ярославского районного суда Ярославской области от 3 июля 2006 года, которым (с учетом изменений, внесенных постановлением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 31 мая 2010 года):

Белова (Макарова) М.В., ... года рождения, несудимая

осуждена по каждому из двух эпизодов по ч.3 ст. 69 УК РФ – к 16 годам 11 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 23 октября 2005 года.

Постановлено взыскать с Беловой (Макаровой) в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

Этим же приговором осуждены Ким Р.Л. и Луговкина М.Б., надзорное производство в отношении которых не возбуждалось.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 29 августа 2006 года приговор оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Крючковой Т.И., выступление заместителя прокурора Ярославской области Попова Н.Г. в поддержание доводов надзорного представления об изменении судебных решений, объяснение осужденной Беловой М.В. в поддержание доводов надзорной жалобы, президиум

у с т а н о в и л:

Белова признана виновной в том, что в неустановленный следствием день в период сентября – первой декады октября 2005 года в вечернее время, находясь в доме, расположенном по адресу: ...; в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений после совместного употребления спиртных напитков, схватила неустановленную следствием женщину за волосы и, причинив физическую боль, вытолкала на улицу; где умышленно с целью убийства, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде смерти и желая их наступления, повалила неустановленную женщину на спину, прижала ее коленом к земле, причинив сгибательный перелом грудного отдела 9-го левого ребра, после чего обеими руками сдавила шею потерпевшей и длительное время удерживала в таком положении, принудительно прекратив доступ в легкие, в результате чего непосредственно на месте происшествия наступила смерть потерпевшей. Убедившись в смерти женщины, Белова перетащила труп в кусты, где с целью сокрытия факта убийства сняла и сожгла одежду женщины. Затем принесла краску, облила труп и подожгла. После обгорания трупа совместно с ФИО2 с помощью принесенных ножа и топора расчленила труп женщины, упаковала части тела в полиэтиленовые пакеты и спрятала.

В один из дней второй декады октября 2005 года Белова по месту жительства по адресу: ..., в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, умышлено с целью причинения смерти, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде смерти и желая их наступления; нанесла ФИО2 не менее пяти ударов ножом, причинив в том числе 4 колото-резаные раны спины, каждая из которых как раздельно так и в совокупности являются опасными для жизни, причинили тяжкий вред здоровью, сопровождались обильной кровотечением в плевральные полости; послужили причиной смерти ФИО2 непосредственно на месте происшествия. После этого с целью сокрытия факта убийства Белова совместно с Кимом захоронили труп в яме, выкопанной на приусадебном участке рядом с домом.

В надзорной жалобе осужденная Белова указывает на несправедливость приговора вследствие назначения чрезмерно сурового наказания, полагает, что первое убийство заранее не планировала, все «произошло по неосторожности», второе убийство совершила в состоянии аффекта, вызванного ревностью. Просит судебные решения изменить, снизить срок наказания.

В надзорном представлении прокурора поставлен вопрос об изменении судебных решений в связи с неправильным применением уголовного закона при назначении Беловой окончательного наказания на основании ч.3 ст. 69 УК РФ, до 14 лет 10 месяцев лишения свободы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления прокурора и надзорной жалобы осужденной, президиум приходит к выводу о том, что приговор и кассационное определение подлежат изменению в связи с неправильным применением уголовного закона.

Выводы суда о виновности Беловой в преступлениях при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основаны на совокупности исследованных доказательств, подробно приведенных в приговоре.

По первому эпизоду обвинения Белова не отрицала, что в ходе драки уронила потерпевшую на землю, села на нее сверху и задушила.

Версия осужденной о том, что убивать потерпевшую не хотела, все произошло случайно, судом рассматривалась и была признана несостоятельной с приведением соответствующих мотивов в приговоре.

Об умысле на убийство неустановленной женщины, как правильно указал суд, свидетельствует то обстоятельство, что Белова обеими руками сдавливала шею потерпевшей до тех пор, пока та не умерла; после этого приняла меры к сокрытию трупа.

По второму эпизоду обвинения Белова также не отрицала, что смерть ФИО2 наступила в результате ее действий – нанесения потерпевшей ножевых ударов.

По поводу причины убийства ФИО2 Белова давала противоречивые показания, но все они сводились к тому, что ФИО2 и Белова «выясняли» отношения, ссорились, в ходе ссоры Белова взяла нож и нанесла им удары потерпевшей, от которых та на месте происшествия скончалась.

Проанализировав все доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о совершении убийства ФИО2 Беловой в ходе ссоры на почве личной неприязни и чувства ревности.

Действия Беловой по каждому эпизоду по ч.1 ст.105 УК РФ квалифицированы правильно.

Вместе с тем, в соответствии ч. 3 ст. 69 УК РФ если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является тяжким или особо тяжким преступлением, то окончательное наказание назначается путем полного или частичного сложения наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

Белова осуждена за два преступления, предусмотренных ч.1 ст.105 УК РФ.

Наказание Беловой назначено с применением ст. 62 УК РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 года «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» исходя из положений, предусмотренных ст. 69 УК РФ, смягчающее наказание обстоятельство, признанное судом в отношении каждого из преступлений, образующих совокупность, должно учитываться как при назначении наказания отдельно за каждое преступление, так и при назначении наказания по совокупности преступлений.

Таким образом, окончательное наказание Беловой не могло превышать более чем на половину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, которое могло быть назначено осужденной за каждое преступление с учетом положений ст. 62 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года), то есть не могло превышать 16 лет 10 месяцев лишения свободы; а с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2009 года – не может превышать 15 лет лишения свободы.

При таких обстоятельствах президиум принимает решения о смягчении наказания, назначенного Беловой по совокупности преступлений на основании ч.3 ст. 69 УК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

Надзорное представление заместителя прокурора Ярославской области Попова Н.Г. удовлетворить, надзорную жалобу осужденной Беловой М.В. удовлетворить частично.

Приговор Ярославского районного суда Ярославской области от 3 июля 2006 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 29 августа 2006 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 31 мая 2010 года) в отношении Беловой (Макаровой) М.В. изменить:

- снизить наказание, назначенное Беловой (Макаровой) М.В. на основании ч.1 ст.105 УК РФ (два эпизода), до 14 лет 10 месяцев лишения свободы.

В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.

Председательствующий В.Н. Ананьев