Вывод суда о виновности осужденного в двух эпизодах незаконного сбыта наркотических средств не подтвержден доказательствами, рассмотренными в судебном заседании.



44у-121-2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Ярославского областного суда

г. Ярославль 12 октября 2011 года

Президиум Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Ананьева В.Н.

и членов президиума Федоренко Г.В., Беляевой Л.Н., Горохова С.Ю., Бредининой Г.К., Волковой В.Г.

рассмотрел надзорную жалобу осужденного Коновалова С.А. на приговор Дзержинского районного суда г. Ярославля от 28 августа 2007 года, которым

Коновалов С.А.,

... года рождения, судимый:

- 7 октября 2003 года с учетом постановления от 22 сентября 2004 года по ч.3 ст. 30, п. « г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы без штрафа, освобожденный по отбытии наказания 3 августа 2006 года,

осужден по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по каждому из трех эпизодов сбыта наркотических средств по ч.1 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено наказание 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 28 августа 2007 года, зачтено время содержания под стражей с 25 июня 2007 года по 27 августа 2007 года.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 13 ноября 2007 года приговор оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Момотовой Е.В., мнение заместителя прокурора Ярославской области Фомина А.В. об изменении судебных решений, президиум

у с т а н о в и л:

Коновалов осужден за организацию и содержание притона и сбыт наркотических средств по трем эпизодам.

Согласно приговору преступления совершены при следующих обстоятельствах.

Коновалов в период с октября 2006 года по 22 мая 2007 года, имея умысел на организацию и содержание притона в целях потребления наркотических средств, организовал притон по адресу: ....

С этой целью в указанный период времени Коновалов, осознавая преступный характер своих действий, для систематического изготовления и потребления наркотического средства «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» оборудовал помещение данной квартиры предметами, необходимыми для изготовления и потребления указанного наркотического средства – лекарственным препаратом «Бронхолитин», кастрюлей – скороваркой, змеевиком с газоотводной трубкой, самодельными рычажными весами и двумя пенициллиновыми флаконами; прекурсорами для изготовления данного вида наркотика – соляной кислотой, красным фосфором и ацетоном техническим, а также предметами, приспособленными для потребления наркотических средств – одноразовыми шприцами.

В указанной квартире Коновалов в период с октября 2006 года по 22 мая 2007 года систематически сам изготавливал наркотическое средство «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» путем выпаривания, перегонки и смешивания лекарственных препаратов, содержащих эфедрин, и других ингредиентов, приобретенных на его деньги и деньги других наркопотребителей, а также предоставлял помещение своей квартиры неустановленным лицам для изготовления и потребления данного наркотического средства. При этом Коновалов, проживая в указанной квартире и поддерживая ее в функциональном состоянии, создал необходимые условия для потребления наркотических средств лицами из числа наркопотребителей, обеспечивая им свободный доступ в свое жилище. В период с октября 2006 года по 22 мая 2007 года Коновалов неоднократно предоставлял помещение своей квартиры ФИО1, ФИО2 и ФИО3, а также другим неустановленным лицам для потребления изготовленного им указанного выше наркотического средства.

Так, в точно неустановленное время в один из дней до 10 апреля 2007 года в квартире ... дома ... по ... Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 10 апреля 2007 года предоставил помещение указанной квартиры ФИО1 для потребления данного наркотического средства.

В точно неустановленное время в один из дней до 22 апреля 2007 года в той же квартире Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 22 апреля 2007 года предоставил помещение указанной квартиры ФИО2 для потребления данного наркотического средства.

В точно неустановленное время в один из дней до 24 апреля 2007 года в той же квартире Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 24 апреля 2007 года предоставил помещение указанной квартиры ФИО2 для потребления данного наркотического средства.

В точно неустановленное время в один из дней до 20 мая 2007 года в той же квартире Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 20 мая 2007 года примерно в 12 часов предоставил помещение указанной квартиры ФИО2 для потребления данного наркотического средства.

В точно неустановленное время в один из дней до 21 мая 2007 года в той же квартире Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 21 мая 2007 года предоставил помещение указанной квартиры ФИО1 для потребления данного наркотического средства.

До 05 часов 30 минут 22 мая 2007 года в той же квартире Коновалов изготовил наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», после чего 22 мая 2007 года примерно в 05 часов 30 минут предоставил помещение указанной квартиры ФИО3 для потребления данного наркотического средства.

Кроме того, Коновалов в точно неустановленное время до 12 часов 20 мая 2007 года, находясь по месту жительства в квартире ... дома ... по ..., имея умысел на сбыт наркотического средства, путем выпаривания, перегонки и смешивания составляющих ингредиентов – лекарственного препарата «Бронхолитина», йода, красного фосфора, соляной кислоты самостоятельно изготовил неустановленное количество наркотического средства «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин».

Продолжая свои преступные действия, Коновалов 20 мая 2007 года примерно в 12 часов, находясь в квартире ... дома ... по ..., не имея на то законных оснований, по просьбе свой знакомой ФИО2 передал ей безвозмездно, то есть сбыл, шприц с точно неустановленным наркотическим средством – амфетамин, часть от ранее незаконно изготовленного наркотического средства – «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» в неустановленном количестве. В соответствии с «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года №681, наркотическое средство «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» относится к списку 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В точно неустановленное время в один из дней до 21 мая 2007 года, находясь в квартире ... дома ... по ..., имея умысел на сбыт наркотического средства, путем выпаривания, перегонки и смешивания составляющих ингредиентов – лекарственного препарата «Бронхолитина», йода, красного фосфора, соляной кислоты самостоятельно изготовил неустановленное количество наркотического средства «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин».

Продолжая свои преступные действия, Коновалов 21 мая 2007 года в точно неустановленное время, находясь в квартире ... дома ... по ..., не имея на то законных оснований, по просьбе своего знакомого ФИО1 передал ему безвозмездно, то есть, незаконно сбыл шприц с точно неустановленным наркотическим средством – амфетамин, часть от ранее незаконно изготовленного наркотического средства – «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» в неустановленном количестве, которое относится к списку 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В точно неустановленное время в один из дней до 5 часов 30 минут 22 мая 2007 года, находясь в квартире ... дома ... по ..., имея умысел на сбыт наркотического средства, путем выпаривания, перегонки и смешивания составляющих ингредиентов – лекарственного препарата «Бронхолитина», йода, красного фосфора, соляной кислоты самостоятельно изготовил неустановленное количество наркотического средства «кустарно изготовленный препарат из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин».

Продолжая свои преступные действия, Коновалов 22 мая 2007 года примерно в 05 часов 30 минут, находясь в квартире ... дома ... по ..., не имея на то законных оснований, по просьбе своего знакомого ФИО3 передал ему безвозмездно, то есть, незаконно сбыл шприц с точно неустановленным наркотическим средством – амфетамин, часть от ранее незаконно изготовленного наркотического средства – «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин» в неустановленном количестве, которое относится к списку 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В надзорной жалобе осужденный Коновалов считает свою вину недоказанной, просит оправдать его по всем эпизодам обвинения за отсутствием в его действиях состава преступления. Кроме того, считает наказание суровым, обращает внимание на признание вины, раскаяние, наличие у него тяжелых заболеваний.

Проверив уголовное дело, обсудив доводы жалобы, президиум приходит к выводу о том, что приговор и кассационное определение в части осуждения Коновалова по эпизодам незаконного сбыта наркотических средств ФИО2 и ФИО1 подлежат отмене ввиду непричастности осужденного к совершению преступлений, а в остальной части являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч.4 ст.302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных доказательств.

По эпизодам сбыта наркотических средств от 20 мая 2007 года ФИО2 и от 21 мая 2007 года ФИО1 Коновалов свою вину в незаконном сбыте наркотиков не признал.

В обоснование вывода о виновности Коновалова в этих преступлениях суд сослался на показания свидетелей ФИО2 и ФИО1, данные на предварительном следствии и исследованные в судебном заседании, и протоколы медицинского освидетельствования, согласно которых ФИО2 и ФИО1 находились в состоянии наркотического опьянения, вызванного действием амфетаминов.

Однако указанное освидетельствование ФИО2 и ФИО1 проведено лишь 22 мая 2007 года, после 23 часов. В дни, когда согласно приговору Коновалов передал ФИО2 и ФИО1 наркотическое средство, освидетельствование указанных лиц не проводилось.

Других доказательств, подтверждающих факт передачи Коноваловым наркотического средства ФИО2 и ФИО1, в приговоре не приведено.

При таких обстоятельствах осуждение Коновалова по ч.1 ст.228.1 УК РФ по эпизодам сбыта наркотических средств ФИО2 и ФИО1 не может быть признано обоснованным. Приговор и кассационное определение в этой части подлежат отмене с прекращением уголовного дела на основании п. 1 ч.1 ст. 27 УПК РФ - ввиду непричастности Коновалова к совершению преступлений.

По эпизоду незаконного сбыта наркотических средств ФИО3 22 мая 2007 года Коновалов свою вину признал. Свидетель ФИО3 также показал, что получил от Коновалова шприц с наркотическим средством, сделал себе инъекцию. В тот же день ФИО3 был освидетельствован, и у него было обнаружено наркотическое опьянение, вызванное действием амфетаминов.

Совокупность доказательств по эпизоду незаконного сбыта наркотических средств ФИО3 президиум считает достаточной для признания обоснованным осуждения Коновалова по данному эпизоду по ч.1 ст. 228-1 УК РФ.

Назначенное Коновалову наказание по этому закону является минимальным и дальнейшему смягчению не подлежит.

Осуждение Коновалова по ч.1 ст.232 УК РФ также является правильным.

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что Коновалов в квартире по месту жительства оборудовал помещение специальными предметами для систематического изготовления наркотического средства – «кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин», создал условия для его потребления, обеспечивая свободный доступ в квартиру для лиц, потребляющих наркотики; сам изготавливал наркотическое средство и систематически предоставлял свою квартиру лицам, указанным в приговоре, для потребления наркотиков.

Наказание Коновалова по ч.1 ст. 232 УК РФ соответствует закону.

В связи с отменой приговора в части осуждения Коновалова по двум эпизодам по ч.1 ст.228-1 УК РФ наказание по совокупности преступлений, назначенное по правилам ч.3 ст. 69 УК РФ, подлежит смягчению.

Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

Надзорную жалобу осужденного Коновалова С.А. удовлетворить частично.

Приговор Дзержинского районного суда г. Ярославля от 28 августа 2007 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 13 ноября 2007 года в отношении Коновалова С.А. в части его осуждения по ч.1 ст. 228-1 УК РФ по эпизодам незаконного сбыта наркотических средств ФИО2 20 мая 2007 года и ФИО1 21 мая 2007 года отменить и дело в этой части прекратить на основании п. 1 ч.1 ст. 27 УПК РФ - ввиду непричастности Коновалова к совершению преступлений.

На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 228-1 УК РФ (по эпизоду незаконного сбыта наркотических средств ФИО3 22 мая 2007 года) и ч.1 ст. 232 УК РФ, назначить Коновалову С.А. наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.

Председательствующий В.Н. Ананьев