Суд обоснованно удовлетворил иск сотрудника органов МЧС о взыскании компенсации за непредоставленную ребенку путевку в детский оздоровительный лагерь.



Судья Минеева Е.И. Дело № 33-4028

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Маньковой Е.Н., Кругловой С.Ю.

при секретаре Павлиновой В.Л.

с участием прокурора Кузьмина А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 11 июля 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области»

на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 06 мая 2011 года, которым постановлено:

Признать незаконным отказ ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по ЯО» произвести Михайлову А.В. выплату денежной компенсации за не предоставленную в 2010 г. его дочери ФИО1, ... г.р., путевку в детский оздоровительный лагерь.

Обязать ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по ЯО» произвести Михайлову А.В. выплату денежной компенсации за не предоставленную в 2010 г. его дочери ФИО1, ... г.р., путевку в детский оздоровительный лагерь.

Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Кузьмина А.Г. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением комиссии ГУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» от 08.11.2010 года Михайлову А.В. отказано в выплате денежной компенсации за непредоставленную в 2010 г. его дочери ФИО1, ... г.р., путевку в детский оздоровительный лагерь. Отказ мотивирован тем, что Михайловым А.В. не представлены документы, подтверждающие, что его жена является безработной.

Рыбинский городской прокурор в интересах Михайлова А.В. обратился в суд с иском к ГУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» (далее – Отряд) о признании отказа в выплате названной денежной компенсации незаконным, обязании ответчика произвести указанную выплату.

В обоснование требований указано, Михайлов А.В. представил все необходимые документы и имел право на получение указанной выплаты. Отказ в предоставлении указанной выплаты в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что его жена является безработной, не основан на законе.

Представитель ответчика иск не признал.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Отряд.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске прокурору в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда. В жалобе указывается, что Михайлов А.В. не представил убедительные документы, подтверждающие, что его супруга не работает и не получала в 2010 году путевку на дочь в летний оздоровительный лагерь с привлечением средств Фонда социального страхования РФ, поэтому отказ в выплате компенсации был правомерным.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

<данные изъяты> Михайлов А.В., <данные изъяты>, проходит службу в ГУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области», данное учреждение входит в систему МЧС России.

В соответствии с частью тринадцатой статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1) сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящей частью, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящей частью, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.

Приведенная выше норма закона действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Действие данной нормы было приостановлено Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ, однако указанное приостановление отменено с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 22.07.2010 г. № 159-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции.

В настоящее время данные Правила действуют в редакции Постановлений Правительства РФ от 26.02.2006 г. № 105, от 26.04.2008 г. № 312, от 8.12.2010 г. № 983, от 01.03.2011 г. № 131.

Согласно пункту 1 названных Правил настоящие Правила определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники) - для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее - выплата для оплаты стоимости путевки);

одному из родителей или законных представителей детей военнослужащих и сотрудников, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - на проведение оздоровительного отдыха указанных детей (далее - выплата на проведение отдыха детей).

Выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10800 рублей, а выплата на проведение отдыха детей - в размере 15840 рублей, с 2011 года - в размере 16870 рублей. Указанные выплаты осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

При наличии оснований для получения выплаты на оплату стоимости путевки, выплаты на проведение отдыха детей, предусмотренных настоящими Правилами, и (или) пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 предоставляется одна выплата либо пособие по выбору одного из лиц, имеющих право на их получение.

В соответствии с пунктом 3 названных Правил (в редакции Постановлений Правительства РФ от 26.04.2008 N 312, от 08.12.2010 N 983, действующей на момент рассмотрения дела в суде) для получения выплат, указанных в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащие и сотрудники либо родители или законные представители детей представляют в текущем году следующие документы:

рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты;

копия документа, подтверждающего признание в установленном порядке военнослужащего (сотрудника) безвестно отсутствующим или объявление умершим в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо извещения о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученными вследствие военной травмы, либо справка, выданная государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающая установление военнослужащему (сотруднику) инвалидности вследствие военной травмы (в случае осуществления выплаты на проведение отдыха детей);

копия свидетельства о рождении ребенка;

копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (для опекунов, попечителей).

При наличии оснований для получения другой выплаты, указанной в пункте 1 настоящих Правил, или пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 представляется документ об их неполучении в текущем году.

В случае если оба родителя имеют право на получение выплаты в соответствии с настоящими Правилами, она производится одному из родителей по их выбору при представлении им справки с места службы другого родителя о том, что тому выплата для оплаты стоимости путевки в текущем году не производилась.

На момент рассмотрения комиссией Отряда вопроса о выплате Михайлову А.В. указанной компенсации в ноябре 2010 года данный пункт 3 Правил действовал в следующей редакции:

«Для получения выплаты, указанной в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащие и сотрудники либо родители или законные представители детей представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы:

рапорт (заявление) о получении выплаты;

справка с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации либо копия документа, подтверждающего признание в установленном порядке военнослужащего (сотрудника) безвестно отсутствующим или объявление умершим в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо извещения о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученными вследствие военной травмы, либо справка медико-социальной экспертизы об установлении соответствующему военнослужащему (сотруднику) инвалидности вследствие военной травмы;

копия свидетельства о рождении ребенка.

При наличии оснований для получения другой выплаты или пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 870 представляется документ об их неполучении в текущем году.»

Позиция Отряда заключается в том, что указанные выше Правила не предусматривают выплату названной компенсации сотрудникам, жены (мужья) которых являются безработными.

Однако это не соответствует Положению о службе в ОВД и приведенным Правилам.

Как видно из анализа приведенных выше редакций, указанные Правила не содержат запрета на выплату компенсаций за непредоставленную ребенку путевку в летний лагерь сотрудникам, жены (мужья) которых не работают.

Удовлетворяя иск прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что Михайлов А.В. представил в комиссию по рассмотрению вопросов об указанных выплатах все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие, что его супруга не работает. В связи с тем, что супруга истца не работает, он, соответственно, не мог представить справку с её места работы о неполучении путевки с привлечением средств ФСС РФ.

Кроме того, в редакции пункта 3 Правил, действующей на момент рассмотрения дела в суде, не содержится требования о предоставлении информации о неполучении путевки за счет средств ФСС РФ.

Ответчик счел недостаточным для подтверждения статуса неработающей супруги представление трудовой книжки ФИО2., в которой последней записью является запись об увольнении ДД.ММ.ГГГГ Ответчик считает, что у гражданина может быть несколько трудовых книжек. Однако такое предположение ответчика изначально основывается на допускаемых иногда гражданами нарушениях закона и нормативных актов. В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225) у работника должна быть одна трудовая книжка, либо в случае её утраты в установленном порядке выдается дубликат.

Оснований, предусмотренных названной выше нормой статьи 54 Положения о службе в ОВД и Правилами от 31.12.2004 г. № 911, для отказа Михайлову А.В. в выплате компенсации за непредоставленную в 2010 году несовершеннолетней дочери путевку в летний оздоровительный лагерь не имелось.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Суд по существу правильно разрешил дело о праве Михайлова А.В. на получение указанной выплаты. Позиция ответчика основана на ошибочном толковании положений нормативных актов, подлежащих применению по настоящему делу.

С учетом изложенного кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Кассационную жалобу Государственного учреждения «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 06 мая 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи