В случае признания решения призывной комиссии незаконным судебные расходы в пользу заявителя подлежат взысканию с военного комиссариата субъекта РФ.



Судья Маренникова М.В. Дело № 33-4577

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Маньковой Е.Н.,

судей Кузьминой О.Ю., Ваниной Е.Н.

при секретаре Малуниной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 18 августа 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля

на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 17 июня 2011 года, которым постановлено:

Заявление Засядько Д.Ф. удовлетворить частично.

Решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 8) отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г.Ярославля в отношении Засядько Д.Ф. изменить.

Признать Засядько Д.Ф. годным к военной службе с незначительным ограничениями (категория Б).

Взыскать с Территориальной администрации Ленинского района г. Ярославля в пользу Засядько Дениса Федоровича расходы за проведение судебно-медицинской экспертизы в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Засядько Д.Ф., который оставлял разрешение жалобы на усмотрение суда, объяснения представителя Военного комиссариата Ярославской области по доверенности Моновой О.И., возражавшей против жалобы, объяснения представителя УФК по ЯО по доверенности Гиляздиновой Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Засядько Д.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Ленинского района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которым была определена его категория годности к военной службе – без ограничений (категория А), принято решение о призыве его на военную службу. При дополнительном медицинском обследовании Засядько Д.Ф. заболеваний, препятствующих прохождению военной службы выявлено не было, с чем заявитель не согласен, ссылается на то, что у него имеются заболевания – <данные изъяты>, которые препятствуют прохождению военной службы.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое решение призывной комиссии изменено, Засядько Д.Ф. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), с отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам города Ярославля в пользу Засядько Д.Ф. частично взысканы расходы на оплату проведенной по делу судебно-медицинской экспертизы в сумме <данные изъяты>.

Кассационным определением от 26 мая 2011 года указанное решение отменено в связи с нарушением норм процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна территориальная администрация Ленинского района мэрии г. Ярославля.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы кассационной жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению частично – решение суда подлежит отмене в части взыскания судебных расходов с территориальной администрации с принятием в указанной части нового решения о взыскании данных расходов в пользу заявителя с Военного комиссариата Ярославской области. В указанной части судом неправильно применены нормы материального права.

В кассационной жалобе не приводится доказательств неправильности вывода суда по существу заявления, т.е. о неправильности вывода о том, что по состоянию здоровья призывнику Засядько Д.Ф. должна быть определена категория годности к военной службе «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями. К указанному выводу суд пришел с учетом результатов судебно-медицинской экспертизы, проведенной по делу. При названой категории годности, как и при категории «А», которую ему определила призывная комиссия, Засядько Д.Ф. подлежал призыву на военную службу.

Довод жалобы о том, что призывная комиссия, решение которой оспаривается заявителем, организована при военном комиссариате Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам города Ярославля, является несостоятельным.

Это утверждение противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела.

Из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о военной службе), пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, следует, что призывная комиссия создается в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ.

В данном случае призывная комиссия по Ленинскому району г. Ярославля, решение которой оспаривается заявителем по настоящему делу, была создана и утверждена в конкретном составе постановлением губернатора Ярославской области от 29 сентября 2010 года № 544. Призывные комиссии созданы в каждом районе города, а не при отделах военного комиссариата.

Вместе с тем, доводы жалобы о том, что территориальная администрация не должна нести судебных расходов в случае отмены либо изменения решения призывной комиссии соответствующего района, заслуживают внимания.

Из статей 130, 131, 132, 133 Конституции РФ следует, что местное самоуправление в Российской Федерации самостоятельно, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, распоряжаются местным бюджетом.

Из части 2 статьи 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998 г.) на органы местного самоуправления не возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с организацией призыва граждан РФ на военную службу.

Как следует из названных законов, а также из пункта 2 указанного выше Положения о призыве на военную службу, местные администрации лишь оказывают содействие в организации призыва на военную службу призывников, призыв организует военный комиссариат соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следовательно, территориальная администрация Ленинского района мэрии г.Ярославля, как и мэрия города Ярославля, не являются органами, финансирующими деятельность призывной комиссии и организацию призыва граждан РФ на военную службу, поэтому возложение на эти органы местного самоуправления судебных расходов по делу об оспаривании решения призывной комиссии неправомерно.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, за исключениями, указанными в данной статье.

В силу пункта 1 статьи 26 названного закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 4 данной статьи порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Из анализа статей 26-29 Закона о военной службе, а также Положения о призыве на военную службу граждан РФ следует, что указанная призывная комиссия является публичным формированием, созданным для осуществления государственных полномочий по призыву на военную службу, данная комиссия не имеет статуса юридического лица.

Суд сделал по существу правильный вывод о том, что призывная комиссия Ленинского района г. Ярославля, решение которой оспаривает заявитель, не имеет статуса юридического лица, однако при этом суд неправильно сослался на нормативный акт, не подлежащий применению в данном случае – Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 852, которым утверждено Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Как следует из пункта 1 названного Положения, данное Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.

По настоящему делу речь идет о призывной комиссии по призыву граждан на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а не о призывной комиссии по мобилизации, действующей в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Судебная коллегия считает, что в случае принятия судебного решения о признании указанного выше решения призывной комиссии незаконным, возмещение заявителю судебных расходов должно производиться за счет тех же финансовых источников, за счет которых финансируется организация и проведение призыва на военную службу.

Как указано выше, согласно пункту 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 5 Закона о военной службе следует, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при призыве на военную службу, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу осуществляется военными комиссариатами.

Пунктом 1 статьи 5.1 Закона о военной службе предусмотрено, что граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование. В силу пункта 6 данной статьи финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на организацию и проведение призыва на военную службу предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 704, которым утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Пунктом 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.

Пунктом 3 названного Постановления Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации поручено предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В пункте 2 утвержденных названным Постановлением Правил компенсации расходов поименованы расходы, подлежащие компенсации в связи с призывом на военную службу. К таким расходам относятся, в том числе, расходы на прохождение медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопросов о призыве на военную службу (подпункт 5 пункта 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 данных Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Из пункта 4 Правил следует, что возмещение расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 Правил осуществляется за счет средств, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Военный комиссариат имеет печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства (в редакции Указа Президента РФ от 22.06.2009 г. № 709).

В силу пункта 4 данного Положения военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Из приведенных выше норм материального права следует, что финансирование мероприятий по организации и проведению призыва на военную службу производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ; территориальным органом Министерства обороны РФ, получающим эти средства федерального бюджета является военный комиссариат субъекта РФ, имеющий статус юридического лица и лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства.

Из объяснений представителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области в заседании судебной коллегии следует, что лицевой счет получателя бюджетных средств открыт только Военному комиссариату Ярославской области, районные военкоматы в настоящее время не имеют таких счетов. Представитель Военного комиссариата Ярославской области подтвердила в заседании судебной коллегии, что юридическим лицом является только областной военкомат, райвоенкоматы не имеют такого статуса.

Таким образом, ни призывная комиссия по Ленинскому району г. Ярославля, ни отдел военного комиссариата по Дзержинскому и Ленинскому району г. Ярославля не являются юридическими лицами, не несут обязанности по финансированию мероприятий, связанных с организацией и проведением призыва на военную службу.

Призыв граждан РФ на военную службу организует в Ярославской области Военный комиссариат Ярославской области через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях, который на эти цели получает средства федерального бюджета, учитываемые на лицевом счете военного комиссариата области, открытом в территориальном органе федерального казначейства.

Как следует из дела, в пользу заявителя суд взыскал расходы по оплате судебно-медицинской экспертизы частично в связи с тем, что заявление удовлетворено частично: решение о призыве заявителя на военную службу по существу было принято правильно, но с учетом состояния здоровья была неправильно определена категория годности к военной службе.

Заявителем распределение судебных расходов не обжалуется.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы территориальной администрации, судебная коллегия считает, что определенные судом расходы, возмещаемые заявителю за оплату судебно-медицинской экспертизы, подлежат взысканию с Военного комиссариата Ярославской области.

С учетом изложенного решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о взыскании указанных расходов в пользу заявителя с Военного комиссариата Ярославской области.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 17 июня 2011 года в части взыскания судебных расходов в пользу Засядько Д.Ф. с территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля отменить.

Принять в данной части новое решение.

Взыскать в пользу Засядько Д.Ф. с Военного комиссариата Ярославской области возмещение судебных расходов по оплате судебно-медицинской экспертизы в сумме <данные изъяты>.

В остальной части кассационную жалобу на указанное решение оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи