Суд обоснованно взыскал с ответчика платежи за содержания жилья, текущий ремонт в пользу истца, работавшего педагогом в сельской местности.



Судья Хахина А.М. Дело № 33 - 5315

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.,

судей Кузьминой О.Ю., Гушкана С.А.,

при секретаре Алексеевой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

05 сентября 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 31 мая 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Атрошко Н.С. удовлетворить частично.

Взыскать с ФГОУ СПО «Ярославский аграрно-политехнический колледж» в пользу Атрошко Н.С. излишне уплаченные платежи за содержание жилья, текущий ремонт и отопление за период с апреля 2008г. по март 2009г. включительно в сумме <...> рублей <...> копеек.

Взыскать с ОАО «ЯРПУ ЖКХ» в пользу Атрошко Н.С. излишне уплаченные платежи за содержание жилья, текущий ремонт и отопление за период с апреля 2009 г. по декабрь 2009 г. в сумме <...> рублей <...> копейки.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Атрошко Н.С. излишне уплаченные платежи за содержание жилья, текущий ремонт, отопление за период с января 2010 г. по декабрь 2010 г., включительно в сумме <...> рублей <...> копейки.

Обязать ФГОУ СПО «Ярославский аграрно-политехнический колледж включить Атрошко Н.С. в списки лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании».

В удовлетворении остальной части исковых требований Атрошко Н.С. отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Кузьминой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Атрошко Н.С. обратился в суд с иском к ФГОУ СПО «Ярославской аграрно-политехнический колледж», ОАО «ЯРПУ ЖКХ», ЗАО «ЯРУ ЖКХ» о возложении на директора ФГОУ СПО «Ярославской аграрно-политехнический колледж» обязанности заключить соглашение с органом социальной защиты населения об информационном обмене для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Постановления Правительства ЯО от 28.10.2009г. № 1070-П; взыскании с ФГОУ СПО «Ярославской аграрно-политехнический колледж» излишне уплаченных платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части платежей за содержание жилья, текущий ремонт, отопление, электроэнергию за период с апреля 2008г. по март 2009г. включительно в сумме <...> руб. <...> коп.; взыскании с ЗАО «ЯРПУ ЖКХ» расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с апреля 2009г. по апрель 2010г. включительно в сумме <...> руб. <...> коп., возмещении с ЗАО «ЯРУ ЖКХ» недоначисленной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с мая 2010 г. до января 2011г. включительно в сумме <...> руб. <...> коп.; обязании ЗАО «ЯРУ ЖКХ» начислить компенсацию за содержание жилья и коммунальных услуг по соответствующим видам платежа в полном объеме с апреля 2011г. как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности в учебном заведении и проживающему в сельской местности.

Исковые требования мотивированы тем, что он, Атрошко Н.С., работал преподавателем в ФГОУ СПО «Ярославской аграрно-политехнический колледж», проживает в сельской местности, в настоящее время является пенсионером. В нарушение п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» после выхода на пенсию и увольнения ему перестали предоставлять льготы по оплате коммунальных платежей, в списки лиц, имеющих право на данные льготы, он не включен.

Судом для участия в деле в качестве соответчика с согласия сторон привлечено Министерства финансов РФ в лице УФК по ЯО.

ФГОУ СПО «Ярославской аграрно-политехнический колледж» иск не признало.

ОАО «ЯРПУ ЖКХ», ЗАО «ЯРУ ЖКХ» в рассмотрении дела не участвовали, представили отзыв, в котором иска не признали.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ЯО в рассмотрении дела не участвовало.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице УФК по ЯО за счет средств федерального бюджета в пользу Атрошко Н.С. в размере <...> руб. <...> коп. за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению и нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба оснований к отмене решения суда не содержит.

В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области от 27.06.2007 N 45-з "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений" (в действующей редакции) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, распространяются на пенсионеров, которые к моменту выхода на пенсию имели право на их получение, не менее 10 лет проработали в сельской местности и проживают там.

В соответствии со ст. 5 указанного закона финансирование мер социальной поддержки педагогических работников, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством.

Органы государственной власти Ярославской области вправе осуществлять за счет средств областного бюджета дополнительное финансирование расходов, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Порядок финансирования расходов областного бюджета на эти цели определяется Правительством Ярославской области.

Как установлено судом, истец относится к категории лиц, определенных в ч.2 ст. 2 вышеприведенного Закона Ярославской области.

Атрошко Н.С. являлся работником образовательного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеприведенных положений федерального закона и закона субъекта РФ, предоставление ему мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

В кассационной жалобе УФК по Ярославской области не ссылается на нормативные акты, которыми было бы установлено субсидирование бюджета субъекта федерации для предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки.

Из отзыва Департамента финансов Ярославской области на кассационную жалобу УФК по Ярославской области следует, что средства федерального бюджета на компенсацию указанных мер социальной поддержки с 2005 года не выделяются.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что данное субсидирование осуществляется на основании Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377, является необоснованной.

В соответствии с п.2 указанных Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

В настоящем споре исследуется вопрос о финансировании указанных мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, которые являются пенсионерами образовательного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба УФК по Ярославской области не является обоснованной, оснований для ее удовлетворения судебная коллегия не находит.

Постановленное судом решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, соответствующим правильно установленным по делу обстоятельствам и нормам материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 31 мая 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи