При решении вопроса о законности постановки на очередь граждан, уволенных с военной службы, суду в том числе, необходимо исследоватьвопрос о нуждаемости такого лица в улучшении жидищных условий.



Судья Акутина Н.Ю. Дело № 33-5587

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.

судей Поздняковой Т.В., Кругловой С.Ю.

при секретаре Алексеевой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

19 сентября 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Угличского муниципального района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 30 июня 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Угличского межрайонного прокурора в интересах Волосникова Ю.М. удовлетворить, признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации УМР от 11.06.2009 г. и постановление Администрации УМР от 25.06.2011 г. № 786 в части исключения из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений (очередь офицеров запаса), Волосникова Ю.М. и обязать Администрацию Угличского МР Ярославской области включить его в указанную очередь».

Заслушав доклад судьи областного суда Поздняковой Т.В., судебная коллегия

установила:

Волосников Ю.М., <ДАТА 1> г. рождения, <ДАТА 2> уволен с действительной военной службы в запас по состоянию здоровья. Постановлением Администрации Угличского МР № 234 от 11.05.1995 г. он был постановлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в т.ч. на очередь граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации УМР от 11.06.2009 г., утвержденным постановлением Администрации УМР № 787 от 25.06.2009 г., он был исключен из очереди офицеров запаса, претендующих на получение жилого помещения в связи с наличием у него в собственности на момент постановки на очередь жилого дома, находящегося по адресу: <АДРЕС>, подаренного ему матерью <ДАТА 3>., а также в связи с ухудшением жилищных условий, вызванных дарением <ДАТА 4> принадлежащего ему дома сыну ФИО

Угличский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту интересов Волосникова Ю.М. к Администрации УМР о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации УМР от 11.06.2009 г. и постановления Администрации УМР № 787 от 25.06.2009 г. в части исключения Волосникова Ю.М. из очереди офицеров запаса, просил обязать Администрацию УМР восстановить его в списке офицеров запаса.

Исковые требования мотивированы тем, что указанные акты противоречат ст. 15 ч. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой государство гарантирует военнослужащим представление жилых помещений или выделение в этих целях денежных средств. Наличие в собственности Волосникова Ю.М. на основании договора дарения жилого дома, а в последующем и его отчуждение путем оформления договора дарения в пользу сына не является основанием для исключения его из очереди офицеров запаса.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, изучив материалы дела, заслушав прокурора Кузьмина А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в мае 1995года - на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе граждан, уволенных с военной службы, Волосников Ю.М. имел в собственности жилой дом <АДРЕС>, принадлежащий ему на основании договора дарения от <ДАТА 3>

При вынесении настоящего решения суд пришел к выводу о том, что на момент увольнения Волосникова Ю.М. с военной службы, подачи заявления в орган местного самоуправления для включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки на данную очередь, в том числе и включения в списки офицеров запаса, Закон РФ от 22.01.1993г № 4338-1 «О статусе военнослужащих» не содержал ограничений в части признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности индивидуального жилого дома. Также суд указал, что последующее отчуждение Волосниковым Ю.М. этого дома сыну нельзя расценивать как ухудшение жилищных условий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в той части, что само по себе наличие у Волосникова Ю.М. в собственности индивидуального жилого дома не является препятствием для включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки на данную очередь; а также с выводом о том, что Волосниковым Ю.М. не было совершено действий, ухудшающих его жилищные условия.

Вместе с тем, при разрешении данного спора судом не учтено следующее.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.49 Жилищного кодекса РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах своей компетенции, определенной Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", своим постановлением утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".

В пункте 10 вышеназванных Правил содержатся основания, по которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Подпункт "а" этого пункта не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома.

Аналогичная норма содержалась в директиве Министерства обороны РФ «О порядке решения вопросов по обеспечению жилой площадью военнослужащих, изъявивших желание изменить место жительство после увольнения с военной службы» от 04.08.1993г № Д-74, действовавшей на момент постановки Волосникова Ю.М. на очередь.

По мнению судебной коллегии, указанные нормы следует применять в совокупности с положениями ст.ст.25, 35, 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст.28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст.15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих". Перечисленные законы не содержат норм, позволяющих при наличии имеющейся в собственности квартиры или индивидуального жилого дома, быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, без учета установленных социальных норм.

По сути, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учетом общих требований - предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суду надлежало исследовать вопрос о нуждаемости Волосникова Ю.М. на момент его постановки на учет, исходя из требований законодательства, действовавшего на тот период времени - ЖК РСФСР и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ярославской области, утвержденных решением Президиума Ярославского областного совета профсоюзов от 27.02.1989г №65. Указанные обстоятельства имеют значение для дела. Между тем, данный вопрос не ставился на обсуждение сторон, сторонами не предлагалось представить соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений в этой части.

Изложенное свидетельствует, что судом неполно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, что влечет отмену вынесенного судом решения.

При этом судебная коллегия самостоятельно не может устранить эти недостатки, в связи с необходимостью истребования дополнительных доказательств.

В частности, согласно подп. а,г п.9 вышеназванных Правил учета нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане, проживающие в отдельных квартирах и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв. м и менее; а также проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, в ветхих домах государственного и общественного жилого фонда, а также в домах на праве личной собственности с износом деревянных строений свыше 65% и кирпичных - свыше 70%.

В материалах дела представлена копия технического паспорта дома № 29 по ул. 12 декабря г.Углича (л.д.80), согласно которому износ этого здания составляет 65%, однако в имеющейся копии дата изготовления этого паспорта нечитаема, а кроме того- данный документ не заверен надлежащим образом.

При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть вышеизложенное, распределить бремя доказывания в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, предложив каждой стороне представить доказательства в обоснование своих требований и возражений, исследовать вопрос о нуждаемости Волосникова Ю.В. на момент включения его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки на очередь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Угличского районного суда Ярославской области от 30 июня 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи