Обязанность по устранению несанкционированной свалки может быть возложена на Администрацию сельского поселения



Судья Запорожец И.В. Дело № 33-5123

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,

судей Кутузова М.Ю., Поздняковой Т.В.,

при секретаре Сингатулиной И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.

15 сентября 2011 года

дело по кассационной жалобе Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 25 июля 2011 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения, а именно в уклонении от принятия мер по ликвидации на территории поселения несанкционированных свалок строительных отходов, расположенных вдоль дороги на <данные изъяты>.

Обязать Администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем очистки трех мест несанкционированного размещения (свалок) строительных отходов общим объемом 15 м. куб., расположенных на территории Ярославской области, Рыбинского района, Волжского сельского округа, вдоль дороги <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований к ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» отказать.

Судебная коллегия установила :

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившегося в уклонении от принятия мер по ликвидации расположенных на территории поселения несанкционированных мест размещения (свалок) твердых бытовых отходов и мусора; обязании администрации Волжского сельского поселения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать два места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, на расстоянии 10 м. друг от друга, на территории, расположенной между 4-м и 5-м рядами хозпостроек и земельными участками, предоставленными населению для ведения личного подсобного хозяйства <данные изъяты>, общим объемом около 9 куб.м.; три места несанкционированного размещения строительных отходов вдоль дороги <данные изъяты> общим объемом около 15 куб.м.

В обоснование заявления ссылался на то, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области было установлено, что на территории Волжского поселения располагается пять несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, строительных отходов общим объемом около 24 куб.м. Полагал, что администрация Волжского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Судом в качестве соответчика по делу привлечено ГУ ЯО «Рыбинское лесничество».

В судебном заседании Рыбинский городской прокурор от требований в части возложения на администрацию Волжского сельского поселения, ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» обязанности ликвидировать два места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, расположенных <данные изъяты> общим объемом около 9 куб.м. отказался, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска к Администрации сельского поселения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав объяснения представителя Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности Корчмина Д.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения по жалобе прокурора Бурлакова И.В., представителя ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» по доверенности Андреева С.А., представителя Департамента Лесного хозяйства Ярославской области по доверенности Хитрова И.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.

Принимая решение по делу, суд исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вдоль дороги <данные изъяты> должна быть возложена на администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района.

Вывод суда, мотивы, изложенные в решении, являются правильными соответствуют обстоятельствам дела и закону.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно, в необходимом объеме исследованы. Материальный закон судом применен правильно.

Судом установлено, что на территории Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района вдоль дороги <данные изъяты> выявлены 3 места несанкционированной свалки мусора.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 13 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Довод жалобы о том, что администрация Волжского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

Факт существования несанкционированной свалки материалами дела доказан и не оспаривается сторонами. При указанных обстоятельствах в силу вышеназванных правовых норм на данном ответчике лежит обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Решение данного вопроса местного значения необходимо для обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Ссылка в жалобе на то, что возникновение свалки не связано с деятельностью администрации, правового значения для дела не имеет. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена на администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района в силу закона.

Заключение администрацией Волжского сельского поселения в 2010 году договора на вывоз мусора с ООО «САХ», не освобождает администрацию от исполнения установленной законом обязанности по организации вывоза мусора. Кроме того, из данного договора видно, что он заключен на вывоз отходов и мусора в отношении иных объектов и участков.

То обстоятельство, что несанкционированная свалка мусора содержит, в том числе и строительные отходы, на правильность выводов суда не влияет.

Ссылка в жалобе на ст. 4 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства потребления» в данном случае применению не подлежит и основаниям для отмены решения суда не является.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Кассационная жалоба в целом не содержит правовых оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 25 июля 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи