Решение районного суда о назначении пенсии отменено с вынесением нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением пенсионного законодательства.



Судья Лисютина О.В. Дело № 33-5837

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.,

судей Кузьминой О.Ю., Кругловой С.Ю.,

при секретаре Артюшовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

10 октября 2011 года

дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 08 августа 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Морозова Ю.К. удовлетворить частично.

Признать решение Межрайонного Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ярославле № 38/7 от 29.03.2011г. об отказе в установлении Морозову Ю.К. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Межрайонному Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле включить в специальный трудовой стаж Морозова Ю.К., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения в учебных отпусках с 24.06.1982г. по 03.07.1982г., с 17.01.1982г. по 26.01.1983г., с 10.01.1984г. по 19.01.1984г., с 25.03.1984г. по 02.06.1984г.

Межрайонному Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ярославле назначить Морозову Ю.К. досрочную трудовую пенсию по старости с 25.03.2011 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Кузьминой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Морозов Ю.К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках с 24.06.1982г. по 03.07.1982г., с 17.01.1982г. по 26.01.1983г., с 10.01.1984г. по 19.01.1984г., с 25.03.1984г. по 02.06.1984г. и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда с 25.03.2011 года.

Ответчик иска не признал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Межрайонного Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле по доверенности Воронцову М.В., возражения Морозова Ю.К., судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения в связи с неправильным применением норм материального права.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что периоды нахождения истца Морозова Ю.К. в учебных отпусках в соответствии с действовавшим на тот период законодательством - Законом СССР от 14.07.1956 г. «О трудовых пенсиях», Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с тем, что по состоянию на 25.03.2011 г. Морозов Ю.К. достиг возраста 51 год, имел страховой стаж более 20 лет, его специальный стаж с учетом спорных периодов составил 09 лет 10 месяцев 18 дней, поэтому он имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С указанным выводом суда, судебная коллегия не соглашается, считает его ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Суд включает в льготный стаж для исчисления пенсии истца Морозова Ю.К. периоды нахождения в учебных отпусках, применяя положения закона от 14.07.1956 г., а далее уменьшает пенсионный возраст по ФЗ от 17.12.2001 г. Таким образом, к одним и тем же правоотношениям применяются положения разных законов, действующих в различные периоды времени, что является неправильным.

Согласно п.п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ, следующим лицам: мужчинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на указанных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Таким образом, для Морозова Ю.К. по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 необходимо проработать на данных работах не менее 5 лет, после чего возможно говорить о применении правил снижения возраста и назначения трудовой пенсии с уменьшением возраста.

В соответствии со ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О трудовых пенсиях» на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже не менее 20 лет. Рабочие и служащие, предусмотренные в п. «а» и «б» настоящей статьи имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях. Необходимо учитывать, что данный закон не предусматривал возможности назначения льготной пенсии при неполном стаже со снижением возраста.

Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренного указанным законодательством.

В силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР № 590 от 03.08.1972 г. к работе, указанной в Списках № 1 и 2 приравнивается: служба в составе Вооруженных сил СССР и обучение в училищах системы профессионально-технического образования.

Однако, по мнению судебной коллегии, независимо от характера приравниваемой к льготному стажу деятельности при назначении льготных пенсий действует общее правило: деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 и Списку № 2, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа льготной работы.

В связи с этим, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что при применении положений Закона от 14.07.1956 г. для назначении пенсии истцу необходим стаж - 10 лет (включая службу в армии и учебу), а при применении ФЗ РФ от 17.12.2001 г. существует возможность учитывать неполный льготный стаж и снижать пенсионный возраст, но продолжительность работы должна быть не менее 5 лет.

Таким образом, у истца не возникло права на трудовую пенсию в соответствии с положениями 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», поскольку льготный стаж работы Морозова Ю.К. составляет 4 года 10 месяцев 24 дня, при необходимых 5 годах.

Кроме того, не имелось правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии истцу и в соответствии с положениями Закона СССР 1956 г. «О государственных пенсиях», так как специальный стаж Морозова Ю.К. составлял менее 10 лет.

Выводы суда об исчислении специального стажа в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства, а именно Закона СССР «О государственных пенсиях», п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, а также Списком № 1 от 22.08.1956 г. № 1173, не предусматривавших возможность назначения льготной пенсии при неполном стаже со снижением пенсионного возраста, и одновременным применением положений закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающих возможность учесть неполный льготный стаж и снизить пенсионный возраст, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

По изложенным мотивам решение суда нельзя признать законным и обоснованным, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 08 августа 2011 года отменить.

Вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Морозова Ю.К. отказать.

Председательствующий

Судьи