О возложении на орган местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок мусора.



Судья Запорожец И.В. Дело № 33-6169

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,

судей Гушкана С.А., Поздняковой Т.В.

при секретаре Шахановой М.А.

с участием прокурора Даниловой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

17 октября 2011 года

дело по кассационной жалобе Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 12 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения, а именно в уклонении от принятия мер по ликвидации на территории поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора, расположенных у автодороги «Рыбинск-Ярославль» не доезжая пос. Октябрьский.

Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем очистки трех мест несанкционированного размещения (свалок) твердых бытовых отходов и мусора общим объемом около 10 куб. м., расположенных на территории Ярославской области, Рыбинского района, Октябрьского сельского округа: одного места, расположенного в 30 м от автодороги Рыбинск-Ярославль с левой стороны на площадке сыпучих строительных материалов не доезжая до пос. Октябрьский, двух мест, расположенных на расстоянии 5 м друг от друга в 40 м от автодороги Рыбинск-Ярославль с правой стороны не доезжая до нос. Октябрьский, по дороге на с. Панфилово».

Заслушав доклад судьи областного суда Гушкана С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившегося в ненадлежащем содержании территории поселения, а именно уклонении от принятия мер по ликвидации расположенных на территории сельского поселения несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов и мусора; обязании администрации Октябрьского сельского поселения ликвидировать 3 места несанкционированного размещения отходов общим объемом около 10 куб.м., расположенных на территории сельского поселения.

В обоснование заявления ссылался на то, что в ходе проверки, проведенной 18.05.2011 г. Рыбинской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области было установлено, что на территории Октябрьского сельского поселения располагается три несанкционированных свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора общим объемом около 10 куб.м., а именно: одно место несанкционированного размещения строительных отходов в 30 м. от автодороги «Рыбинск-Ярославль» (с левой стороны), не доезжая до пос. Октябрьский на площадке сыпучих строительных материалов, а также две свалки отходов стекловаты и полиэтилена на расстоянии 5 м друг от друга в 40 м от автодороги «Рыбинск-Ярославль» (с правой стороны), не доезжая до пос. Октябрьский по дороге на с. Панфилово (с правой стороны). Полагал, что администрация Октябрьского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе судей. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав заключение прокурора Ярославской областной прокуратуры Даниловой Н.Н., полагавшей жалобу необоснованной, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.

Принимая решение по делу, суд исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на администрацию Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района.

Данный вывод суда, мотивы, изложенные в решении, являются правильными соответствуют обстоятельствам дела и закону.

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно, в необходимом объеме исследованы. Материальный закон судом применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Судом установлено, что на территории Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района выявлены три несанкционированных свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора общим объемом около 10 куб.м., а именно: одно место несанкционированного размещения строительных отходов в 30 м. от автодороги «Рыбинск-Ярославль» (с левой стороны), не доезжая до пос. Октябрьский на площадке сыпучих строительных материалов, а также две свалки отходов стекловаты и полиэтилена на расстоянии 5 м друг от друга в 40 м от автодороги «Рыбинск-Ярославль» (с правой стороны), не доезжая до пос. Октябрьский по дороге на с. Панфилово (с правой стороны). Разрешительные документы на организацию свалки бытовых и строительных отходов не выдавалось.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 13 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в области обращения с отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Из материалов дела усматривается, что администрацией Октябрьского сельского поселения требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены, на территории поселения имеются несанкционированные свалки мусора.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, обязав администрацию Октябрьского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории поселения.

Довод жалобы о том, что две несанкционированные свалки из стекловаты и полиэтилена образовались при строительстве гаража, данный вид отходов относится к промышленным, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, является необоснованным.

Доказательств того, что несанкционированные свалки содержат промышленные отходы, в материалах дела не имеется. Кроме того, прокурор ставит вопрос не об утилизации и переработке данных отходов, а о ликвидации несанкционированных свалок, то есть о вывозе с непредназначенного для их размещения места. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции поселения.

Довод жалобы о том, что одна из свалок находится на земельном участке, переданном в пользование ГУ «Ярдорслужба», который несет ответственность за размещение свалки, является несостоятельным.

В деле отсутствуют доказательства того, что земельный участок, на котором находится одна из свалок, передан в пользование либо на ином праве другим лицам. Не представлены такие доказательства и в заседание судебно коллегии.

В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.

По изложенным мотивам кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 12 сентября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи