Суд обоснованно отказал в признании незаконным решения муниципалитета, которым заявителю отказано в вынесении вопроса на местный референдум.



Судья Бабикова И.Н. Дело № 33-6202

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Волковой В.Г.

судей Маньковой Е.Н., Кузьминой О.Ю.

при секретаре Алексеевой М.В.

с участием прокурора Касаткиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 24 октября 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе председателя Ярославского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» Симона А.А.

на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 02 сентября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Симона А.А. о признании незаконным решения муниципалитета г. Ярославля от 24 августа 2011 года № 507 отказать.

Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением муниципалитета города Ярославля от 24 августа 2011 года №507 признан не соответствующим требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос, выносимый на местный референдум г. Ярославля инициативной группой Ярославского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО»: «Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ярославль» для закрепления его в Уставе города Ярославля вы поддерживаете» с тремя вариантами ответов на данный вопрос.

Симон А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного решения муниципалитета города Ярославля, в заявлении просил признать вопрос, вынесенный инициативной группой на местный референдум города Ярославля, вопросом местного значения, соответствующим требованиям статьи 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; обязать избирательную комиссию города Ярославля зарегистрировать Региональный Совет (Бюро) Ярославского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» в качестве инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума города Ярославля, ссылаясь на то, что оспариваемое решение муниципалитета является незаконным, нарушающим его права и права других участников инициативной группы на участие в референдуме, поскольку предложенный инициативной группой вопрос является в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросом местного значения. Формулировка данного вопроса не допускает двоякого толкования, кроме того, вопрос текстуально полностью основан на нормах Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен председатель Ярославского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» Симон А.А.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и передаче дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. Доводы кассационной жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Муниципалитета города Ярославля по доверенности Гурьевой М.Н., представителя Избирательной комиссии города Ярославля по доверенности Гущиной А.А., возражавших против жалобы, заключение прокурора Касаткиной Е.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия считает, что по доводам жалобы оснований для отмены решения суда не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что выносимый инициативной группой на местный референдум вопрос не относится к вопросам местного значения.

Выводы суда, мотивы, изложенные в решении, являются правильными, соответствующими материалам дела и требованиям закона.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Оценка доказательств дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки не имеется.

Материальный закон судом истолкован и применен правильно.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2). Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 указанного Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (п. 6). Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в п. 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п. 11).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).

Таким образом, предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум - это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), разделом III Устава г. Ярославля определены вопросы местного значения городского округа.

Вопрос, который предлагается инициативной группой вынести на референдум, в силу статей 16, 17, ч.7 и 8 статьи 34, части 10 статьи 35, статей 43, 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Устава города Ярославля, не относится к вопросам местного значения и, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум. Выводы суда первой инстанции в указанной части подробно и убедительно мотивированы, основаны на положениях действующего законодательства и правильном толковании закона.

Из содержания поставленного инициативной группой вопроса и предложенных вариантов ответов, путем буквального прочтения следует, что вопрос касается существующей структуры и порядка избрания, формирования, установления подконтрольности органов местного самоуправления города Ярославля, а также вариантов их изменения.

Вопросы изменения организации органов местного самоуправления не могут решаться путем проведения местного референдума.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно части 10 статьи 35 названного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Порядок внесения изменений в Устав города закреплен в статьях 43, 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Указанными выше нормами не предусмотрено внесение изменений в Устав города Ярославля по вопросам структуры органов местного самоуправления города принятым на референдуме городского округа правовым актом.

Поставленный инициативной группой вопрос может повлечь вмешательство в деятельность представительного органа города Ярославля и нарушение принципа распределения компетенции представительного органа и местного референдума, что будет противоречить также пункту 6 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Ссылка в кассационной жалобе на судебные акты 2006-2007 годов по вопросам проведения местного референдума в городе Пскове не может быть принята во внимание, т.к. указанные судебные акты не являются источником права. Кроме того, из их содержания следует, что судами разрешались вопросы и ситуации, отличные от обстоятельств настоящего дела.

Учитывая, что поставленный инициативной группой вопрос на референдум местного значения не соответствует приведенным выше требованиям закона, оснований для удовлетворения требования о регистрации инициативной группы также не имеется.

В заседание судебной коллегии представителем избирательной комиссии города Ярославля представлено вынесенное после решения суда по настоящему делу решение избирательной комиссии города Ярославля от 7 сентября 2011 года № 180/44 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля по ходатайству, направленному в муниципалитет города Ярославля в соответствии с решением избирательной комиссии города Ярославля от 01.09.2011 года № 178/43.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Кассационную жалобу председателя Ярославского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» Симона А.А. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 02 сентября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи