Суд необоснованно отказал в иске , поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ `О введение в действие ЗК РФ` гражданин вправе выкупить земельный участок, на котором расположена принадлежащая ему на праве собственности недвижимость.



Судья Демидова Л.В. Дело № 33-6768

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.

судей Афанасьевой Т.В., Баландиной Г.А.

при секретаре Артюшовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

17 ноября 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе представителя Дарманяна С.Э. по доверенности Иванова А.Г. на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 03 октября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Дарманяна С.Э. об оспаривании приказа начальника управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля от 14.06.2011 № 1706 «Об отказе в выкупе земельного участка по ул. <...>, д. <...> во Фрунзенском районе» отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Афанасьевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Дарманяну С.Э. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит механизированная мойка (лит.Г) общей площадью <...> кв м, расположенная по адресу: <АДРЕС>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., запись в ЕГРП .

Земельный участок площадью <...> кв м (кадастровый № 76:23:062603:0011) по адресу: <АДРЕС> предоставлен Дарманяну С.Э. на праве аренды сроком до 2016 г. для эксплуатации механизированной мойки.

Земельный участок площадью <...> кв м находится в границах земельного участка, который постановлением мэра г. Ярославля от 18.06.2007 г. № 1892 «О резервировании земель для муниципальных нужд г. Ярославля» зарезервирован для строительства автомобильной дороги общего пользования, соединяющей пр. <...> с пр. <...> (<...> транспортная развязка).

Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля от 14.06.2011 № 1706 Дарманяну С.Э. отказано в предоставлении за выкуп земельного участка площадью <...> кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: <АДРЕС> в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд - г. Ярославля на основании постановления мэра г. Ярославля от 18.06.2007 г. № 1892.

Дарманян С.Э. обратился с заявлением об оспаривании указанного приказа.

Заявление мотивировано тем, что в соответствии с действующим законодательством Дарманян С.Э. имеет право на приобретение в собственность путем выкупа испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок был предоставлен ему ранее принятия решения о резервирова­нии земли для муниципальных нужд г. Ярославля.

В судебном заседании представитель Дарманяна С.Э. по доверенности Богданова А.В. требования поддержала.

От управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля поступило заявление о рассмотре­нии дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве против удовлетворения иска воз­ражали.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения – об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Отказывая истцу в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует действующему законодательству.

Указанный вывод является неправильным.

На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Пункт 2 вышеуказанной статьи предусматривает продажу земельных участков лицам, не указанным в пункте первом статьи, т.е. тем лицам, у которых право собственности на здания, строения, сооружения возникло после введения в действие ЗК РФ.

Следовательно, Дарманян С.Э. имеет право на выкуп земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса ЗК РФ».

Пункт 5 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Действительно, ч. 4 ст. 28 ЗК РФ предусматривает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Указанное ограничение введено Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ.

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участка в соответствии с ЗК РФ. При этом абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ.

Из анализа законодательства следует, что нормы Земельного кодекса РФ и ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

Что касается п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства спора, но судом были неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Дарманяна С.Э.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 03 октября 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Заявление Дарманяна С.Э. удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля от 14.06.2011 г. № 1706 «Об отказе в выкупе земельного участка по ул. <...>, д. <...> во Фрунзенском районе».

Председательствующий:

Судьи: