Суд правомерно возложил на орган местного самоуправления обязанность по переводу земли в иную категорию, поскольку фактическое состояние земельного участка (лес) не соответствует категории земли (земли сельхозназначения).



Судья Орлова Ю.В. Дело № 33 – 7222/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

судей Абрамовой Н.Н., Кузьминой О.Ю.

при секретаре Сингатулиной И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 28 ноября 2011 года

дело по кассационной жалобе Администрации Ярославского муниципального района на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 08 августа 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Ярославского муниципального района принять меры к переводу земельного участка, покрытого лесом, расположенного в <данные изъяты>, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель лесного фонда, а именно: провести межевание земельного участка и обратиться в Правительство Ярославской области с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель лесного фонда.

Отменить принятые на основании определения суда от 28.02.2011 г. меры по обеспечению иска: снять арест с земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный вблизи <данные изъяты>.

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абель А.И., Баграновская С.В., Балакин И.Г., Гайдук С.Н., Григорьев В.Б., Галустов В.С., Костров Э.К., Крутова В.И., Кулешова Т.А., Лысенков П.А., Майков А.Н., Никишин С.Э., Судаков А.П., Тюрин Е.А., Фролов В.П., Харатян В.П. являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных на улице <адрес>. Указанные лица обратились в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района, в котором просили отменить решение Администрации ЯМР о выделении ДНП «<данные изъяты>» земельного участка, расположенного в лесном массиве и примыкающего к улице <данные изъяты>; запретить Администрации ЯМР предоставление указанного земельного участка юридическим или физическим лицам для любых целей; перевести указанный земельный участок в категорию защитного леса или в особо охраняемую территорию; обязать Администрацию ЯМР организовать передачу участков леса, числящихся на землях сельскохозяйственного назначения, но фактически являющихся лесным массивом, в государственный лесной фонд. В обоснование иска указали, что д. <данные изъяты> с трех сторон окружена сосновым лесом. Истцам стало известно о том, что часть земельного участка, примыкающего к д. <данные изъяты>, фактически являющегося лесом, была распределена Администрацией ЯМР ДНП «<данные изъяты>» для дачного строительства. Истцы считают указанное решение незаконным, поскольку земельный участок выделен в лесном массиве - саженом сосновом лесу в возрасте 50 - 60 лет. Расширение деревни <данные изъяты> (продление улицы <данные изъяты>) приведет к вырубке леса. Сосновый лес по левому берегу Волги ниже по течению от города Ярославля и до села <данные изъяты> большими площадями был посажен ныне уже ушедшим поколением ярославцев сразу после окончания Великой Отечественной войны. Администрация ЯМР не согласовала расширение д. <данные изъяты> путем продления улицы <данные изъяты> за счет леса с жителями деревни, чем нарушила п.п. 2 и 7 ст.1 Лесного кодекса РФ, а также ч. З ст.30 Земельного кодекса РФ. Расширение деревни за счет уничтожения леса является недопустимым.

Представитель Администрации ЯМР по доверенности Ершикова Е.А. исковые требования не признала. Пояснила, что ДНП «<данные изъяты>» отказано в предоставлении спорного земельного участка, на момент рассмотрения дела участок не распределен. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, фактически покрыт лесом. Перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда относится к полномочиям Правительства Ярославской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрации Ярославского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований. При этом, суд исходил из того, что фактическое состояние земельного участка (лес) не соответствует установленной в отношении него категории земель (земли сельскохозяйственного назначения). Администрация Ярославского муниципального района, к чьей компетенции относится распоряжение спорным земельным участком, не принимает должных мер к приведению категории земель в соответствие с фактическим состоянием.

Указанный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и законе.

В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда.

На основании ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение такого ходатайства.

Факт покрытия лесом земель сельскохозяйственного назначения вокруг д. <данные изъяты> и непригодности указанных земель для сельскохозяйственного использования нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

Судом также установлено, что жители д. <данные изъяты> неоднократно обращались в различные государственные органы и Администрацию Ярославского муниципального района с просьбой принять меры к переводу земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом, в земли лесного фонда.

Вопрос о необходимости сохранения соснового бора в районе д. <данные изъяты> 28.07.2011 г. был рассмотрен на совещании у заместителя Губернатора Ярославской области ФИО 1, по результатам которого было принято решение о целесообразности перевода леса, расположенного на землях сельхозназначения, в районе д. <данные изъяты> в земли лесного фонда; Администрации Ярославского муниципального района предложено принять меры по переводу земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, в земли государственного лесного фонда.

Администрация ЯМР, являясь правообладателем земельного участка, к чьей компетенции в силу ст. 2 указанного выше Федерального закона относятся полномочия на обращение в Правительство Ярославской области с соответствующим ходатайством, предусмотренных законом мер для перевода земельного участка не выполнила.

Из ответа Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 24.12.2010 г. (л.д. 59) на обращение жителей д. <данные изъяты> следует, что Департамент лесного хозяйства готов принять в состав земель лесного фонда указанные земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, в случае согласия правообладателя и постановки конкретного лесного участка на кадастровый учет.

При указанных обстоятельствах, выводы суда об обоснованности заявленных исковых требований являются правильными.

Доводы жалобы о том, что бюджетом Ярославского муниципального района не предусмотрены средства на оплату межевания земельных участков для перевода их в иные категории правового значения для разрешения настоящего спора не имеют и не влияют на правильность выводов суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Кассационная жалоба в целом не содержит правовых оснований для отмены решения суда, в связи с чем подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Кассационную жалобу Администрации Ярославского муниципального района на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 08 августа 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи