Ярмарка может быть организована на земельных участках, принадлежащих организатору этой ярмарки на законных основаниях.



Судья Долгощинова О.В. Дело № 33 - 7056

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Горохова С.Ю.

судей Поздняковой Т.В., Малахова В.А.

при секретаре Шахановой М.А.

с участием прокурора Сафоновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

01 декабря 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области» на решение Угличского районного суда Ярославской области от 24 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута на площади Успенской г. Углича, от здания архива до Никольского моста, незаконной.

Запретить деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута на площади Успенской г.Углича, от здания архива до Никольского моста, а также на земельных участках, не находящихся у данной организации в собственности либо на ином вещном праве».

Заслушав доклад судьи областного суда Поздняковой Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Угличский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Угличского муниципального района Ярославской области к общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича» о признании деятельности по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута на площади Успенской г. Углича, от здания архива до Никольского моста, незаконной, запрете деятельности общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута на площади Успенской г. Углича, от здания архива до Никольского моста, а также на земельных участках, не находящихся у данной организации в собственности либо на ином вещном праве.

Требования мотивированы тем, что в г. Угличе создана общественная организация «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области», председателем которой является Кузьмин O.K. В нарушение Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381 – ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 435-п указанная общественная организация 11.05.2011 г. в период с 9.00 до 11.00 часов организовала проведение ярмарки на территории пл. Успенской от здания бывшего архива и до Никольского моста на землях общего пользования. По мнению прокурора, для проведения ярмарки организатор должен обладать земельным участком, на котором планируется проведение этого мероприятия, на каком-либо законном основании. Успенская площадь относится к землям общего пользования, и названной общественной организации на каком-либо праве не предоставлялась.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав председателя правления общественной организации «Общественная организация города Углича» Кузьмина О.К., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Сафонову Е.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.

При вынесении решения об удовлетворении заявленных исковых требований суд исходил из того, что деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области» по проведению ярмарки на территории Успенской площади от здания бывшего архива и до Никольского моста на землях общего пользования является незаконной, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, муниципального образования - Администрации Угличского муниципального района.

С выводами суда и мотивами, изложенными в решении, по которым суд удовлетворил исковые требования, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, выводы суда подробно и убедительно приведены в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, требованиям ст.ст. 9, 10, 11, 22, 29 ЗК РФ, ст. 209, 260, 264 ГК РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 435-п. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно распределил бремя их доказывания между сторонами. Суд надлежаще исследовал и оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства. Судебная коллегия находит правильной оценку доказательств районным судом, отраженную в решении. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Во исполнение требований указанного закона в Ярославской области разработан Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. № 435 – п.

Принимая данное решение, суд руководствовался положениями пункта 2.1 Порядка, введенного в действие Постановлением Правительства Ярославской области от 13.07.2011 № 536-п., согласно которому ярмарки организуются на земельных участках (в зданиях, строениях), которыми организатор ярмарки владеет на праве собственности (ином законном основании).

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик намеревался проводить подобные ярмарки в избранном им месте с 26.04.2011 г. по 31.10.2011 г., что следует из уведомления на сайте общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области».

При таких обстоятельствах ссылки в жалобе на то, что примененный пункт 2.1 Порядка был введен в действие Постановлением Правительства Ярославской области от 13.07.2011 № 536-п., т.е. после прохождения ответчиком процедуры организации ярмарки, по мнению судебной коллегии, на правильность решения суда не влияют.

Кроме того, суд кассационной инстанции полагает, что из анализа действующего законодательства также следует вывод о том, что ярмарки могут быть организованы только на земельных участках, которые принадлежат организатору ярмарки на законном основании либо предоставлены ему для этой цели.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Как следует из материалов дела, земельный участок на Успенской площади от здания бывшего архива и до Никольского моста относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли» установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Торговые предприятия и изготовители независимо от форм собственности, осуществляющие торговлю с лотков и автомашин, обязаны иметь вывеску с указанием местонахождения, профиля и форм организации их деятельности. Указанные продавцы несут ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 2.7 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 435-п (ранее действовавшая редакция Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них содержала аналогичную норму в п. 2.6.) размер и порядок исчисления и взимания платы за предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (предоставление торгового оборудования, уборка территории, вывоз бытовых отходов, энергоснабжение, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяются организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок на Успенской площади от здания бывшего архива и до Никольского моста не отводился и не предоставлялся ответчику органами исполнительной власти в целях проведения и организации ярмарки.

Вместе с тем, организация и проведение ярмарки в не отведенных для этого местах противоречит требованиям приведенных положений, а также экономической целесообразности распоряжения органами местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Довод жалобы о том, что ярмарка относится к нестационарным торговым объектам, а органы местного самоуправления на момент объявления ярмарки не разработали схему размещения нестационарных торговых объектов, по мнению судебной коллегии, на правильность постановленного решения не влияет.

Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не опровергают правильность выводов районного суда, содержащихся в решении, и не содержат правовых оснований для отмены решения. По изложенным мотивам судебная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы и оставляет жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича Ярославской области» на решение Угличского районного суда Ярославской области от 24 августа 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: