Судья Власова И.В. Дело № 33-7272 Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С. судей Маньковой Е.Н., Кутузова М.Ю. при секретаре Сингатулиной И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 08 декабря 2011 года гражданское дело по частной жалобе военного комиссариата Ярославской области на определение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 20 октября 2011 года, которым постановлено: Удовлетворить заявление представителя Селезнева А.Р. - Григорьева Г.С. о возмещении судебных издержек, расходов на оплату услуг представителя в части, взыскать с военного комиссариата Ярославской области в пользу Селезнева А.Р. денежные средства в размере ... рублей ... коп. в счет возмещения понесенных судебных расходов на оплату проведения судебно- медицинской экспертизы, в счет оплаты услуг представителя ... рублей, в порядке возмещения судебных издержек на оплату государственной пошлины ... рублей, а всего ... рублей ... копеек; в удовлетворении остальной части требований отказать. Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 22 августа 2011 года требования Селезнева А.Р. удовлетворены, решение призывной комиссии по Дзержинскому району г. Ярославля о признании Селезнева А.Р. годным к прохождению военной службы и призыве на военную службу в рядах Вооруженных сил РФ признаны незаконными. Селезнев А.Р. обратился в суд с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме ... руб. ... коп., из которых ... руб. ... коп. – расходы по оплате судебно-медицинской экспертизы, ... руб. расходы по оплате услуг представителя, ... руб. – расходы по оплате госпошлины. Судом постановлено указанное выше определение, с которым не согласен военный комиссариат Ярославской области. В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права. В жалобе утверждается, что призывная комиссия является органом муниципальным и коллегиальным, у военного комиссариата нет оснований для возмещения расходов в случае признания решения призывной комиссии Дзержинского района г. Ярославля незаконным. Проверив законность и обоснованность определения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает, что частная жалоба удовлетворению не подлежит. В связи с признанием решения призывной комиссии по Дзержинскому району г.Ярославля незаконным, суд правомерно взыскал в пользу заявителя судебные расходы с военного комиссариата Ярославской области. При этом судебная коллегия исходит из следующего. Призывная комиссия, решение которой оспаривалось заявителем, действительно организована не при военном комиссариате Ярославской области или его отделе по Дзержинскому и Ленинскому районам города Ярославля. Из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о военной службе), пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, следует, что призывная комиссия создается в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта РФ. В данном случае призывная комиссия по Дзержинского району г. Ярославля, решение которой оспаривалось заявителем по настоящему делу, была создана и утверждена в конкретном составе Указом Губернатора Ярославской области от 30 марта 2011 года № 106. Как следует из данного Указа, призывные комиссии созданы в городских округах, районах города, в муниципальных районах, а не при отделах военного комиссариата. Вместе с тем, на органы местного самоуправления соответствующего района не может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов в случае отмены либо изменения решения призывной комиссии этого района. Из статей 130, 131, 132, 133 Конституции РФ следует, что местное самоуправление в Российской Федерации самостоятельно, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, распоряжаются местным бюджетом. Из части 2 статьи 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998 г.) на органы местного самоуправления не возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с организацией призыва граждан РФ на военную службу. Как следует из названных законов, а также из пункта 2 указанного выше Положения о призыве на военную службу, местные администрации лишь оказывают содействие в организации призыва на военную службу призывников, призыв организует военный комиссариат соответствующей территории. В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следовательно, территориальная администрация Дзержинского района мэрии г.Ярославля, как и мэрия города Ярославля, не являются органами, финансирующими деятельность призывной комиссии и организацию призыва граждан РФ на военную службу, поэтому возложение на эти органы местного самоуправления судебных расходов по делу об оспаривании решения призывной комиссии неправомерно. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, за исключениями, указанными в данной статье. В силу пункта 1 статьи 26 названного закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Согласно пункту 4 данной статьи порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Из анализа статей 26-29 Закона о военной службе, а также Положения о призыве на военную службу граждан РФ следует, что указанная призывная комиссия является публичным формированием, коллегиальным органом, созданным для осуществления государственных полномочий по призыву граждан на военную службу, данная комиссия не имеет статуса юридического лица. Судебная коллегия считает, что в случае принятия судебного решения о признании решения призывной комиссии незаконным, возмещение заявителю судебных расходов должно производиться за счет тех же финансовых источников, за счет которых финансируется организация и проведение призыва на военную службу. Как указано выше, согласно пункту 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Из пункта 1 статьи 5 Закона о военной службе следует, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при призыве на военную службу, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу осуществляется военными комиссариатами. Пунктом 1 статьи 5.1 Закона о военной службе предусмотрено, что граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование. В силу пункта 6 данной статьи финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок финансирования расходов на организацию и проведение призыва на военную службу предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 704, которым утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Пунктом 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу. Пунктом 3 названного Постановления Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации поручено предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В пункте 2 утвержденных названным Постановлением Правил компенсации расходов поименованы расходы, подлежащие компенсации в связи с призывом на военную службу. К таким расходам относятся, в том числе, расходы на прохождение медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопросов о призыве на военную службу (подпункт 5 пункта 2 Правил). В соответствии с пунктом 3 данных Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ. Из пункта 4 Правил следует, что возмещение расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 Правил осуществляется за счет средств, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности. В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Военный комиссариат имеет печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства (в редакции Указа Президента РФ от 22.06.2009 г. № 709). В силу пункта 4 данного Положения военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Из приведенных выше норм материального права следует, что финансирование мероприятий по организации и проведению призыва на военную службу производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ. Территориальным органом Министерства обороны РФ, получающим эти средства федерального бюджета, является военный комиссариат субъекта РФ, имеющий статус юридического лица и лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства. Военный комиссариат Ярославской области является юридическим лицом, имеет лицевой счет получателя бюджетных средств в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области, районные военкоматы в настоящее время не имеют таких счетов и не являются юридическими лицами. Таким образом, ни призывная комиссия по Дзержинскому району г. Ярославля, ни отдел военного комиссариата по Дзержинскому и Ленинскому району г. Ярославля, не являясь юридическими лицами, не финансируют мероприятия, связанные с организацией и проведением призыва на военную службу. Призыв граждан РФ на военную службу организует в Ярославской области Военный комиссариат Ярославской области через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях, который на эти цели получает средства федерального бюджета, учитываемые на лицевом счете военного комиссариата области, открытом в территориальном органе федерального казначейства. Изложенное свидетельствует, что в случае признания решений призывных комиссий незаконными в судебном порядке, судебные расходы подлежат взысканию в пользу заявителя с Военного комиссариата Ярославской области как лица, получающего средства федерального бюджета на организацию в Ярославской области призыва на военную службу. Руководствуясь статье 374 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Частную жалобу военного комиссариата Ярославской области на определение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 20 октября 2011 года оставить без удовлетворения. Председательствующий Судьи