частная жалоба оставлена без удовлетворения т.к. в случае признания судом решения призывной комиссии незаконным судебные расходы подлежат взысканию с Военного комиссариата, как лица получающего бюджетные средства на организацию призыва на военную службу



Судья Задворнова Т.Д. Дело № 33-7267

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Волковой В.Г.

судей Драчева Д.А., Малахова В.А.

при секретаре Белозеровой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 08 декабря 2011 года

гражданское дело по частной жалобе военного комиссариата Ярославской области на определение Ленинского районного суда г. Ярославля от 10.11.2011 г., которым постановлено:

    Взыскать с Военного комиссариата Ярославской области в пользу Щербань А.М. возмещение расходов по оплате военно-врачебной экспертизы – <...> руб., оплате исследований (магнитно-резонансная терапия) – <...> руб., расходов по оплате государственной пошлины – <...> руб., расходов по нотариальному удостоверению доверенности – <...> руб. и расходов по оплате услуг представителя – <...> руб., а всего <...> руб.

    

    Заслушав доклад судьи Драчева Д.А., проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия

установила:

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 02 августа 2011 года удовлетворено заявление Щербань А.М. об отмене решений призывной комиссии Ярославской области от 21.12.2010 г. и призывной комиссии Тутаевского муниципального района от 01.04.2011 г. о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-4).

Решение вступило в законную силу 06.09.2011 года.

При рассмотрении дела истцом были понесены следующие издержки: на оплату независимой военно-врачебной экспертизы – <...> руб., на оплату магнитно-резонансной терапии головного мозга – <...> руб., на оплату услуг представителя – <...> руб., по оплату госпошлины – <...> руб., на оплату нотариально заверенной доверенности – <...> руб.

Щербань А.М. в лице своего представителя Григорьева Г.С. обратился в суд с заявлением о взыскании указанных судебных расходов.

Судом постановлено указанное выше определение, с которым не согласен военный комиссариат Ярославской области.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, поскольку военный комиссариат Ярославской области выступает только организатором мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу и не несет ответственности за решения, принятые призывной комиссией Тутаевского муниципального района и призывной комиссией Ярославской области.

Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены определения суда.

Как видно из материалов дела, в связи с признанием решения призывной комиссии по Тутаевскому району Ярославской области и решения призывной комиссии Ярославской области незаконными, суд взыскал в пользу заявителя понесенные по делу судебные расходы с военного комиссариата Ярославской области.

При этом, суд исходил из того, что финансирование мероприятий по организации и проведению призыва на военную службу производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ, территориальным органом которого, является военный комиссариат субъекта РФ, получающий эти средства, в рассматриваемом случае – военный комиссариат Ярославской области.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе, а доводы жалобы о том, что военный комиссариат является лишь организатором призыва на военную службу, не отвечающим за решения, принятые призывными комиссиями, несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что в случае принятия судебного решения о признании решения призывной комиссии незаконным, возмещение заявителю судебных расходов должно производиться за счет тех же финансовых источников, за счет которых финансируется организация и проведение призыва на военную службу.

Согласно п. 1 ст. 26 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Из анализа статей 26-29 Закона о военной службе, а также Положения о призыве на военную службу граждан РФ следует, что призывная комиссия является публичным формированием, коллегиальным органом, созданным для осуществления государственных полномочий по призыву граждан на военную службу, данная комиссия не имеет статуса юридического лица.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при призыве на военную службу, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу осуществляется военными комиссариатами.

Пунктом 1 статьи 5.1 указанного Закона предусмотрено, что граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование. В силу пункта 6 данной статьи финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на организацию и проведение призыва на военную службу предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 704, которым утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Пунктом 2 названного Постановления Министерство обороны РФ определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.

В пункте 2 указанных выше Правил, названы расходы, подлежащие компенсации в связи с призывом на военную службу. К таким расходам относятся, в том числе, расходы на прохождение медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопросов о призыве на военную службу (подпункт 5 пункта 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 упомянутых Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Из пункта 4 Правил следует, что возмещение расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 Правил осуществляется за счет средств, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Военный комиссариат имеет печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства.

В силу пункта 4 данного Положения военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации к призыву на военную службу.

Таким образом, призыв граждан РФ на военную службу в Ярославской области организует Военный комиссариат Ярославской области через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях, который на эти цели получает средства федерального бюджета, учитываемые на лицевом счете военного комиссариата области, открытом в территориальном органе федерального казначейства.

Ни призывная комиссия по Тутаевскому муниципальному району Ярославской области, ни призывная комиссия Ярославской области, не являясь юридическими лицами, не финансируют мероприятия, связанные с организацией и проведением призыва на военную службу.

Изложенное свидетельствует, что в случае признания решений призывных комиссий незаконными в судебном порядке, судебные расходы подлежат взысканию в пользу заявителя с Военного комиссариата Ярославской области как лица, получающего средства федерального бюджета на организацию в Ярославской области призыва на военную службу.

Руководствуясь статьей 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:    

Частную жалобу военного комиссариата Ярославской области на определение Ленинского районного суда г. Ярославля от 10.11.2011 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи