Обязывая ОАО РЖД установить автоматическую светофорную сигнализацию на железнодорожном переезде, суд правильно исходил из того, что отсутствие ее на переезде является нарушением закона, влекущим за собой угрозу безопасности дорожного движения



Судья Минеева Е.И. Дело № 33-7186

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Горохова С.Ю.

судей Абрамовой н.Н., Драчева Д.А.

при секретаре Тепериной Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 05 декабря 2011 года

гражданское дело по кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Северная железная дорога на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 07 октября 2011 года, которым постановлено:

    Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в ненадлежащем содержании железнодорожного переезда, расположенного на участке <адрес> незаконным.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- установить Автоматическую светофорную сигнализацию железнодорожного переезда, расположенного на участке <адрес>, оборудованную звуковым (акустическим) сигналом.

Заслушав доклад судьи Драчева Д.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ярославский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании железнодорожного переезда, незаконным; возложении обязанности на ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить автоматическую светофорную сигнализацию железнодорожного переезда, расположенного на участке <адрес> оборудованную звуковым (акустическим) сигналом. В обоснование сослался на то, что в результате проведенной 20 мая 2011 года плановой проверки состояния железнодорожного переезда, расположенного на участке <адрес> был установлен факт эксплуатации переезда с нарушением требований федерального законодательства, создающей угрозу нарушения прав граждан на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта. Согласно акту специальной проверки на вышеуказанном переезде автоматическая светофорная и звуковая сигнализация отсутствуют, нормативная видимость приближающегося поезда водителям транспортных средств является неудовлетворительной.

Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.

ОАО «РЖД» указывает, что Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов предусматривает оборудование переездов устройствами проездной сигнализации в установленном порядке – согласно годовым и перспективным планам, при этом предельные сроки оборудования не установлены. Программа по оборудованию переездов устройствами переездной сигнализации утверждена и исполняется ОАО «РЖД». В свою очередь стороной истца не представлено доказательств создания опасной дорожной ситуации на переезде.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав в поддержание доводов жалобы представителей ОАО «РЖД» по доверенности Вавилову Е.С. и Кириллова А.В., судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

При разрешении исковых требований прокурора суд установил, что нерегулируемый, неохраняемый железнодорожный переезд ОАО «РЖД» 4 категории, расположенный на участке <адрес>, не смотря на неудовлетворительную нормативную видимость приближающегося поезда для водителей транспортных средств, не имеет автоматической светофорной и звуковой сигнализации.

Давая оценку данному обстоятельству, суд пришел к выводам о том, что отсутствие на указанном переезде упомянутой сигнализации является нарушением закона в части порядка обустройства, содержания и эксплуатации переезда, влекущим за собой создание постоянной угрозы безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, также жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Восстановление прав неопределенного круга лиц на безопасное пересечение железнодорожного переезда возможно путем возложения на ОАО «РЖД» обязанности по оснащению переезда звуковой и световой сигнализацией в срок, установленный судом.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается и считает принятое решение правильным, основанным на материалах дела, требованиях: ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; п.п. 2.3., 3.17., 3.18., 6.1. Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утв. МПС РФ 29.06.1998 N ЦП-566.

Из приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи следует, что владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта, предназначенных для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства, обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, при чем, независимо от имеющихся у них финансовых возможностей и перспективных планов.

К числу таких мер в рассматриваемом случае относятся меры по оснащению ОАО «РЖД» указанного выше железнодорожного переезда звуковой и световой сигнализацией.

С учетом изложенного, довод кассационной жалобы ОАО «РЖД» о том, что оборудование сигнализацией действующих переездов должно осуществляться в соответствии с годовыми и перспективными планами, является несостоятельным.

Ссылка в жалобе на отсутствие доказательств постоянной угрозы безопасности движения по переезду является необоснованной. Пунктом 1.1. Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов, переезды отнесены к числу объектов повышенной опасности.

По изложенным мотивам кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

    Кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Северная железная дорога на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 07 октября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи