Вывод суда о несоответствии нормативного акта органа местного самоуправления федеральному законодательству является правильным.



Судья Мартыненко Т.Ф. Дело № 33-413

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Маньковой Е.Н.

судей Пискуновой В.А., Ваниной Е.Н.

при секретаре Кругловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

          30 января 2012 года

дело по кассационной жалобе администрации Первомайского муниципального района Ярославской области на решение Первомайского районного суда Ярославской области от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011г. №351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» противоречащим федеральному законодательству в части; подпункт «в» пункта 18 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций», утвержденного постановлением администрации Первомайского МР от 09.06.2011г. №351, недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы; подпункт «в» пункта 15 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», утвержденного постановлением администрации Первомайского МР от 09.06.2011г. №351 недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы.

Обязать администрацию Первомайского МР привести Постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011г. №351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» в соответствие с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Заслушав доклад судьи областного суда Ваниной Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Первомайского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к администрации Первомайского муниципального района об оспаривании нормативного правового акта, ссылаясь на то, что утвержденные постановлением администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 года № 351 Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций в пп. «в» п. 18 и Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в пп. «в» п. 15 предусматривают, что в разделе регламентов, касающихся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов, исполняющих муниципальную функцию, а также их должностных лиц, указывается исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы. Это не соответствует Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который не предусматривает оставление жалобы без рассмотрения и приостановление ее рассмотрения. 25.11.2011 года прокурором был принесен протест, но он администрацией Первомайского муниципального района протест отклонен.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении требований прокурора. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения по жалобе прокурора Лемеховой Т.С., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба должна быть оставлена без удовлетворения по следующим основаниям.

При вынесении решения об удовлетворении исковых требований прокурора суд исходил из того, что постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 г. №351 в части указания на установление перечня оснований приостановления рассмотрения жалобы противоречит федеральному законодательству.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении и толковании норм материального права – Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Администрацией Первомайского муниципального района 09.06.2011 года принято постановление № 351, которым утверждены Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Постановление обнародовано 04.07.2011 года путем размещения в Интернете на официальном сайте администрации Первомайского муниципального района.

Довод в жалобе о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» являлся предметом проверки и исследования суда.

Проанализировав Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 года № 373, исходя из буквального толкования содержания п. 6, согласно которому органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Правилами при разработке и утверждении Порядка административных регламентов исполнения муниципальных функций, а также Порядка административных регламентов предоставления муниципальных услуг, суд правомерно указал, что данное Постановление носит рекомендательный характер и обязательным не является. Данные обстоятельства позволили суду сделать вывод о противоречии в оспариваемой части нормативного акта федеральному законодательству.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» все дела об оспаривании нормативных правовых актов, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, а также не отнесенные статьей 27 ГПК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются районными судами.

По смыслу разъяснений данных в п.11 Постановления от 29.11.2007 года № 48 не подлежат рассмотрению районным судом заявления, в которых оспаривается содержание той части нормативного правового акта, которая дословно воспроизводит положения другого нормативного правового акта, требование об оспаривании которого неподведомственно суду общей юрисдикции.

Из материалов дела следует, что оспариваемые нормативные акта дословного воспроизведения положений Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 года № 373 не содержат. Постановлением Правительства утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Предметом оспариваемого нормативного акта являются муниципальные функции и муниципальные услуги.

С учетом изложенного судебная коллегия оставляет кассационную жалобу администрации Первомайского муниципального района Ярославской области без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:    

Кассационную жалобу администрации Первомайского муниципального района Ярославской области на решение Первомайского районного суда Ярославской области от 26 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи