Период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе обоснованно включен судом в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение



Судья Смирнова А.В. Дело № 33-806/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.

судей Брюквиной С.В., Малахова В.А.

при секретаре Деминой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

16 февраля 2012 года

гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мухиной Т.И. удовлетворить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» зачесть Мухиной Т.И. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в МОУ СОШ №3 заместителем директора по учебно-воспитательной работе с 01.09.2000 г. по 31.08.2001 г., с 01.09.2002 по 31.08.2003 г., и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 12 сентября 2011 г.

Взыскать с ГУ «Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» в пользу Мухиной Т.И. государственную пошлину в сумме <...> рублей.

Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Мухина Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление Пенсионного фонда РФ) о включении в специальный педагогический стаж периодов работы в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 3 Тутаевского муниципального округа Ярославской области (далее – МОУ СОШ № 3) с 01.09.2000 по 31.08.2001 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя, с 01.09.2002 по 31.08.2003 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, назначении досрочной трудовой пенсии с 12.09.2011, ссылаясь на то, что решением Управления Пенсионного фонда РФ от 21.09.2011 № 296 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ ввиду отсутствия 25 лет специального педагогического стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. С данным решением она не согласна.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик.

В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ ставится вопрос об отмене решения Тутаевского городского суда и отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав Мухину Т.И., возражавшую против ее удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда с учетом следующего.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований преподаватели, заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом.

Исходя из Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", письма Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N20-58-196/20-5/7 "О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений" норма педагогической нагрузки на ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю.

Рассматривая данное дело, суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела и добытым по делу доказательствам.

Ставить под сомнение представленные доказательства суд оснований не имел и дал им обоснованную правовую оценку в порядке, установленном ст. 67 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что Мухина Т.И. работала в должности заместителя директора МОУ СОШ № 3 с 01.09.2000 по 31.08.2001 на полную ставку, с 01.09.2002 по 31.08.2003 на 0,5 ставки. Одновременно у нее была дополнительная учебная нагрузка учителя по черчению и изобразительному искусству в период с 01.09.2000 по 31.08.2001 - 9 часов в неделю, в период с 01.09.2002 по 31.08.2003 – 18 часов в неделю.

Согласно п.п. «а» п.8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, работа в должности директора и заместителя директора, указанных в пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 "Наименование учреждений" списка, засчитывается за период до 01.09.2000 независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 01.09.2000 засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Как следует из материалов дела, истец Мухина Т.И. в период с 01.09.2000 по 31.08.2001 работала на полную ставку заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы и вела преподавательскую работу в объеме 9 часов в неделю. В связи с чем, данный период судом обоснованно включен в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

В период с 01.09.2002 по 31.08.2003 истец Мухина Т.И., работая на 0,5 ставки (неполную ставку) заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы, имела полную норму педагогической нагрузки учителя черчения и изобразительного искусства - 18 часов в неделю. Фактическая работа истца в должности учителя с полной педагогической нагрузкой подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Небрежное ведение работодателем документации само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Ответчиком не представлено бесспорных доказательств отсутствия у истца требуемого для назначения досрочной пенсии специального стажа. Совокупность же представленных истцом доказательств подтверждает правомерность и обоснованность заявленных ею требований о наличии у нее, как лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, права на досрочное пенсионное обеспечение на момент обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ не могут быть расценены как обоснованные, так как не опровергают выводы суда, а содержат лишь субъективные суждения о переоценке доказательств, а потому не могут являться достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда.

С учетом установленных обстоятельств, суд сделал правильный вывод о наличии у истца на момент обращения с заявлением 12.09.2011 права на досрочную трудовую пенсию по старости.

По мнению судебной коллегии, нарушений положений ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» судом не допущено.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, статьей 2 ФЗ РФ от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 15 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи