Судья Березкина Л.Л. Дело № 33-1553
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Деминой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 09 апреля 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Лукьяненко О.П.
на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 06 февраля 2012 года, которым постановлено:
В иске Лукьяненко О.П. к городскому отделению № 17 Северного банка ОАО «Сбербанка России» о нарушении прав потребителя при взыскании комиссии при оплате государственных и муниципальных услуг отказать.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Лукьяненко О.П., поддержавшую доводы жалобы, возражения по жалобе ОАО «Сбербанк России» по довренности Плотниковой Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лукьяненко О.П. обратилась в суд с иском к городскому отделению № 17 Северного банка ОАО «Сбербанк России» о нарушении прав потребителя при взыскании комиссии при оплате государственных и муниципальных услуг и взыскании суммы комиссии ... рублей, ссылаясь на то, что при перечислении денежных средств через филиал банка с неё удерживался комиссионный сбор в соответствии с установленными банком тарифами при отсутствии договора на услуги банка. Взимание данной комиссии считает незаконным. Иным способом произвести оплату государственных и муниципальных услуг невозможно, поэтому взимание комиссии является навязыванием услуги и противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей».
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Лукьяненко О.П.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что законом на ответчика не возложена обязанность по бесплатному предоставлению гражданам услуг по перечислению денежных средств и выдаче платежного документа за получение сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также из Департамента архитектуры и развития территорий г. Ярославля, других государственных и муниципальных учреждений.
Выводы суда, мотивы, изложенные в решении, являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу п.4 ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) к банковским операциям относится осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Как указано в ст.29 Закона N 395-1, процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.
Согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Законом о кадастре не предусмотрена возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, отдельным категориям лиц.
Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 "О Порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" (далее - Приказ № 343) издан во исполнение ч. 11 ст. 14 Закона о кадастре, и, соответственно, возможность бесплатного предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с учетом указанных норм в Приказе об оплате также не предусмотрена.
В соответствии с п.4 Порядка, утвержденного названным Приказом, перечисление платежа производится путем перечисления денежных средств через организации, имеющие право на осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, на осуществление почтовых переводов (далее - расчетные организации).
Заявитель представляет в орган кадастрового учета документ, подтверждающий перечисление платежа (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты).
Представление в орган кадастрового учета документа, подтверждающего факт оплаты, не требуется, если платеж осуществляется через расчетные организации, с которыми органом кадастрового учета заключен договор (соглашение) о приеме платежей.
Перечень расчетных организаций, заключивших договоры (соглашения) о приеме платежей за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предложение о заключении таких договоров (соглашений), содержащее все существенные условия договора (публичная оферта), размещаются на официальном сайте.
В силу п. 5 названного Порядка перечисление платежа после представления запроса производится через расчетные организации, с которыми органом кадастрового учета заключены договоры (соглашения) о приеме платежей с обязательным указанием в платежных документах кода платежа, полученного заявителем при представлении запроса в орган кадастрового учета.
Из Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343 видно, что он принят в соответствии со ст. 14 Закона о кадастре.
Решением Верховного Суда РФ от 25 ноября 2010 года № ГКПИ 10-1296 установлено, что названный Приказ и утвержденный им Порядок как нормативный правовой акт, регулирующий порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размеры такой платы, принят надлежащим федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании п. п. 1, 2, 7 ст. 60 Налогового кодекса РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 1 НК РФ виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливаются НК РФ. Плата за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости не относится к налогам и сборам (в частности, к госпошлине), установленным в соответствии с НК РФ.
Запрет на взимание платы за совершение операций по перечислению платежей установлен законодателем только в отношении перечислений налогоплательщиками налогов в бюджетную систему Российской Федерации, поручений налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, а также при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов. Ни к одному из видов указанных платежей плата за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости не относится.
Запрет на взимание комиссионного вознаграждения банком при перечислении денежных средств физического лица для получения сведений из государственного кадастра недвижимости нормативно-правовыми актами (например, Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации (утв. Банком России 01.04.2003 N 222-П)), регулирующими банковскую деятельность, не установлен.
Следовательно, банк имеет право взимать комиссию при перечислении физическим лицом суммы, подлежащей оплате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденного Приказом N 343, представление в орган кадастрового учета документа, подтверждающего факт оплаты, не требуется, если платеж осуществляется через расчетные организации, с которыми органом кадастрового учета заключен договор (соглашение) о приеме платежей.
В данном случае представитель Сбербанка РФ ссылался на то, что ОАО «Сбербанк России» не заключал с органом кадастрового учета соглашение о бесплатном перечислении платежей.
Доводы жалобы о нарушении банком положений ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются необоснованными, т.к. истица обратилась в банк за оказанием услуги по перечислению соответствующей платы и за получением об этом платежного документа, данную услугу она от банка получила. Законом не предусмотрена обязанность банка оказывать данную услугу бесплатно.
Взимание банком комиссии при перечислении Лукьяненко О.П. денежных средств за получение сведений из государственного кадастра недвижимости не противоречит действующему законодательству.
Учитывая, что в настоящем деле иск предъявлен к ОАО «Сбербанк России», судебная коллегия не входит в обсуждение доводов истицы о незаконности действий органа кадастрового учета по необеспечению гражданам возможности производить плату за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, без уплаты комиссии.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу Лукьяненко О.П. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 06 февраля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи