вывод суда о том, что денежная выплата по итогам работы за год является поощрительной выплатой в соответствии со ст. 191 ТК РФ, является правильным, решение суда оставлено без изменения



Судья Лебедева О.И.

Дело № 33-3910/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Ваниной Е.Н.,

судей Сеземова А.А. и Семиколенных Т.В.,

при секретаре Москалевой С.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

26 июля 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Бугая Б.П. на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Бугая Б.П. к ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) отказать».

Заслушав доклад судьи Сеземова А.А., судебная коллегия

установила:

Бугай Б.П. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), работая в инженерно-конструкторском центре в должности <данные изъяты> (распоряжение о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ), уволен ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) введено Положение о выплате вознаграждения работникам по итогам работы за год. Данное положение утверждено приказом генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ. Действие Положения распространялось на все категории работников, отработавших на предприятии по состоянию на 31 декабря отчетного года не менее 9 месяцев в отчетном году и состоящих на момент выплаты годового вознаграждения в трудовых отношениях с предприятием. В исключительным случаях, действие Положения могло быть распростарнено на работников, которые состоят на момент выплаты вознаграждения с предприятием в трудовых отношениях, но отработали в отчетном году на предприятии менее 9 месяцев либо уволены с предприятия по переводу в другие организации по инициативе администрации предприятия.

Приказом и.о. генерального директора ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол балансовой комиссии по установлению размеров фонда годового премирования в соответствии с указанным Положением. ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) вынесен приказ о выплате премии персоналу завода по итогам работы за 2011 год.

Бугай Б.П. обратился в суд с иском к ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) об отмене Положения о выплате вознаграждения по итогам работы за 2011 год в части нераспространения на работников, которые не состоят на момент выплаты вознаграждения с предприятием в трудовых отношения, но отработали в отчетном, т.е. в 2011 году не менее 9 месяцев, а также отмене пункта 6 протокола балансовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика суммы годового вознаграждения по итогам работы за 2011 год в сумме <данные изъяты> рубля, и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что он практически полностью отработал 2011 год, в основу выплаты годового вознаграждения положен тот фонд оплаты труда по подразделению, который сформировался за отчетный год и та заработная плата, которая была начислена в 2011 году. Считает данное Положение неправильным, незаконным и дискриминационным.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав Бугая Б.П. в поддержание доводов жалобы и возражения по жалобе представителя ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) Колычева Ю.Н., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене постановленного судом решения.

Выводы суда об отказе в удовлетворении требований истца являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, положениям статей 129, 135 и 191 ТК РФ, ссылки на которые имеются в тексте обжалуемого решения. С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается и считает их правильными, а принятое решение отвечающим требованиям закона.

Собранными по делу доказательствами, которые суд исследовал в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также Постановления Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении», подтверждено, что на момент издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премий персоналу ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) по итогам работы за 2011 год» истец Бугай Б.П. в трудовых отношениях с данным предприятием не состоял. При этом, в соответствии с пунктом 1.2 Положения о выплате вознаграждения работникам ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) по итогам работы за год, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Положение), его действие распространяется на все категории работников, отработавших на предприятии (предприятиях группы «ГАЗ») по состоянию на 31 декабря отчетного года не менее 9 месяцев в отчетном году и состоящих на момент выплаты годового вознаграждения с предприятием в трудовых отношениях.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Положение введено в целях повышения эффективности работы предприятия и усиления материальной заинтересованности каждого работника ОАО «Автодизель» в достижении поставленных перед предприятием задач; а вознаграждение работникам по итогам работы за год не является обязательным, связано исключительно с финансовой деятельностью предприятия и с конкретной работой каждого из работников. Принятие решения о выплате вознаграждения относится к исключительной компетенции работодателя и является его правом, а не обязанностью.

При постановлении решения суд первой инстанции правильно исходил из того, что единовременная денежная выплата по итогам работы за год не является премией или надбавкой и не входит в систему оплаты труда; фактически являясь поощрительной стимулирующей выплатой в соответствии со статьей 191 ТК РФ; и не финансируется за счет фонда заработной платы, в том числе – за счет годовой экономии этого фонда. Работодатель вправе на свое усмотрение устанавливать механизм расчета годового вознаграждения, выполнив предварительные условия его согласования с представителями работников. Судом установлено, что Положение согласовано с профсоюзным комитетом, и не противоречит коллективному договору.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения, фонд для выплаты вознаграждения формируется в отчетном периоде, по итогам которого предполагается выплата, путем создания резерва на выплату вознаграждения с учетом начисления страховых взносов и отнесением расходов на себестоимость продукции; то есть фактически – за счет финансовых компонентов, включаемых в прибыль предприятия.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене постановленного судом решения.

Так, отсутствие указаний в срочном трудовом договоре истца от ДД.ММ.ГГГГ о невыплате вознаграждения за отработанный год уволенному по истечении срока договора работнику, а равно отсутствие подобного положения в коллективном договоре ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), не свидетельствует о необходимости осуществления подобной выплаты истцу; поскольку, как это правильно установлено судом первой инстанции, указанное вознаграждение не является премией или иной обязательной выплатой, входящей в систему оплаты труда; а представляет собой стимулирующую выплату, введенную в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Выплаты подобного рода не регулируются трудовым или коллективным договором.

Довод жалобы о дискриминационном характере пункта 1.2 Положения также является несостоятельным.

Согласно пункту 1а статьи 1 Женевской Конвенции МОТ № 111 от 25.06.1958 года «Относительно дискриминации в области труда и занятий», под дискриминацией понимается всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Таковых различий, исключений или предпочтений в отношении Бугая Б.П. не допущено.

В соответствии со статьей 3 ТК РФ, дискриминацией признается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Материалами дела не подтвержден факт ограничения прав истца в зависимости от приведенных в названной статье обстоятельств.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый истцом пункт 1.2 Положения не носит дискриминационного характера.

В апелляционной жалобе обоснованно указывается, что работодатель не ознакомил истца с текстом Положения и Приказом генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении данного Положения. Доказательства надлежащего ознакомления истца с названными документами отсутствуют. В соответствии со статьей 22 ТК РФ, работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца, поскольку действительные правовые последствия издания названного Приказа и утверждения Положения возникли лишь в момент утверждения Протокола заседания балансовой комиссии ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) от ДД.ММ.ГГГГ, когда истец уже не состоял с ответчиком в трудовых отношениях. Невозможность своевременного обращения истца за помощью в инспекцию по труду на обоснованность постановленного судом решения также не влияет и не свидетельствует о нарушении процессуальных прав истца, поскольку он не имел препятствий на обращение в суд и реализовал указанное право.

Судебная коллегия отмечает, что представленные по делу доказательства суд первой инстанции исследовал и оценил в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Положения статей 55-57 ГПК РФ при оценке доказательств судом не нарушены. Оснований для иной оценки доказательств не имеется. Приведенные в апелляционной жалобе доводы таковых оснований не содержат.

Исследованные судебной коллегией материалы дела подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Выводы суда надлежащим образом мотивированы.

Каких-либо иных оснований к отмене постановленного судом решения в апелляционной жалобе не приведено. Перечисленные выше доводы жалобы о неправильности постановленного судом решения не свидетельствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.

В силу приведенных оснований судебная коллегия соглашается с постановленным судом решением и оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Бугая Б.П. на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 12 мая 2012 года – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: