Судья Акутина Н.Ю. Дело № 33-4232/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Баландиной Г.А.
судей Задворновой Т.Д., Драчева Д.А.
при секретаре Кругловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баландиной Г.А.
13 августа 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Горшкова Л.А. на решение Угличского районного суда Ярославской области от 04 мая 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Горшкову Л.А. отказать.
установила:
Горшков Л.А. обратился в суд с иском к администрации Угличского муниципального района Ярославской области о пересмотре норматива потребления коммунальной услуги для населения в отношении центрального отопления, утвержденного Постановлением администрации Угличского муниципального района Ярославской области от 18.12.2009 года №1483, перерасчете платы за отопление за ... гг. в сумме ... руб., взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. и судебных издержек.
В обоснование иска указано, что Горшков Л.А. проживает в находящейся в пятиэтажном многоквартирном доме квартире по адресу: .... Администрацией Угличского муниципального района Ярославской области утвержден усредненный норматив потребления коммунальной услуги на отопление, который противоречит п.10 Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, исходя из которого норматив потребления тепла для двухэтажных жилых домов должен быть в 1,9 раз больше, чем для пятиэтажных. Согласно Постановлению №306, нормативы потребления должны быть не усредненными, а дифференцированными.
Истец Горшков Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Угличского муниципального района Ярославской области по доверенности Мельников Р.О. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Северного жилого района», представители третьих лиц МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Ярославская генерирующая компания», Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Министерства регионального развития РФ в судебном заседании не участвовали.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав в поддержание жалобы Горшкова Л.А., возражения на жалобу представителя администрации Угличского муниципального района Ярославской области и Управления ЖК - Шелудько Ю.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В силу ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Администрации Угличского муниципального района от 18.12.2009 года №1483, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилое помещение, в котором проживает Горшков А.А., а также многоквартирный жилой дом, в котором находится его квартира не оборудованы приборами учета.
В соответствии с п.1 Приложения 12 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года ( в редакции от 06.05. 2011 года) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных ( общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из формулы, в которой учитываются следующие параметры: общая площадь помещения в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление ( ( Гкал/кв.м.) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года ( в редакции от 06.05.2011 года) нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства, нормативы потребления коммунальных услуг - дифференцируются.
Исходя из содержания пунктов 19-22 названных Правил, при отсутствии приборов учета норматив потребления определяется с применением расчетного метода.
Согласно п.18 Приложения к названным Правилам норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях ( Гкал на 1 кв.м. общей площади помещений в многоквартирном доме в месяц) рассчитывается исходя из следующих исходных данных: количества тепловой энергии потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, количества календарных месяцев в отопительном периоде.
А количество тепловой энергии ( Гкал/год) необходимой для отопления многоквартирного дома определяется исходя из следующих данных ( п.19 названного Приложения к Правилам): часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома; температуры внутреннего воздуха отапливаемых помещений; среднесуточной температуры наружного воздуха; расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления; продолжительности отопительного периода, количества часов в сутки, коэффициента перевода из ккал в Гкал.
Согласно п. 20 названного приложения часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации дома или определяется по паспортам дома либо исходя из нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отоплении многоквартирного дома ( приведенного в таблице 4 Приложения ) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, где и учитываются требования диференциации.
Представленный истцом расчет не соответствует применяемому для определения норматива потребления коммунальной услуги расчетному методу, в частности не учитывает площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, в то время как названными Правилами при установлении норматива потребления коммунальной услугам по отоплению учитываются общая площадь всех помещений в многоквартирном доме, в том числе и находящихся в совместном пользовании граждан ( подъездов, лестничных клеток и т.п.).
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании ... руб. ... коп. нельзя признать обоснованными, а его доводы о том что имела место переплата коммунальной услуги за отопление подтвержденными достаточными доказательствами. Тем более, что в соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11. 2009 года № 261- ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе коллективным ( общедомовым) прибором учета тепловой энергии до 1 июля 2012 года, что позволило бы реализовать порядок расчетов, установленный в ст. 544 ГК РФ, в соответствии с которым оплате подлежит фактически потребленная тепловая энергия.
Судебная коллегия считает, что не могут быть удовлетворены и требования в части признания недействительным постановления администрации Угличского муниципального района Ярославской области от18 декабря 2009 года № 1483 в части установления норматива потребления на отопление по следующим основаниям.
Согласно п.16 названных Правил срок действия нормативов потребления коммунальной услуги составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода они пересмотру не подлежат. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем ( количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Однако таких данных материалы дела не содержат.
Согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего кодекса. Согласно части 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление о незаконности решения, действия ( бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Оспариваемое решение принято администрацией Угличского муниципального района Ярославской области на срок не менее трех лет, но еще до истечения указанного срока с 13 августа 2010 года у органа местного самоуправления Федеральным законом « О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 года № 237-ФЗ было изъято правомочие по изменению норматива потребления, поэтому восстановление права истца заявленным способом невозможно.
В силу нового правового регулирования установление и изменение нормативов потребления коммунальных услуг ( в том числе и услуги по отоплению) относится к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По изложенным основаниям судебная коллегия соглашается с постановленным судом решением и оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Горшкова Л.А. на решение Угличского районного суда Ярославской области от 04 мая 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи