Судья Патрунов С.Н. №33-4510/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Щегольковой Е.Ю.,
судей Суринова М.Ю., Кузьминой О.Ю.,
при секретаре Малуниной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
28 августа 2012 года
дело по апелляционной жалобе Смирнова Л.Н. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
«Признать Смирнова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Смирнова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Смирнова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Смирнова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Снять Смирнова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Смирнова В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
Смирнов Л.Н. и Смирнов В.Л. зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Администрация Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с иском к Смирнову Л.Н., Смирнову В.Л. о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>, выселении из указанного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что Смирнов Л.Н. являлся участником федеральной целевой программы «Государственные сертификаты» и в <данные изъяты> году получил государственный жилищный сертификат № в размере <данные изъяты> руб. на себя и членов своей семьи. ДД.ММ.ГГГГ он по договору долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ приобрел трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Ранее Смирнов Л.Н. подписал обязательство о сдаче спорной квартиры в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата и освободить совместно проживающими с ним членами семьи в установленном законодательством порядке. До настоящего времени ответчики в добровольном порядке спорное жилое помещение не освободили.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнова Л.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав Смирнова Л.Н., заключение прокурора Бекеневой Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку право пользования спорной квартирой у ответчиков прекратилось, в добровольном порядке освободить квартиру ответчики отказываются, то они подлежат выселению по требованию собственника на основании решения суда.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на исследованных в судебном заседании материалах дела, а также на правильном применении норм материального права.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п.14 ст. 15 указанного Закона обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище осуществляется путем выдачи им жилищных сертификатов.
Праву на получение жилищного сертификата сопутствует обязанность по сдаче занимаемого жилого помещения (п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153).
Пунктом 45 названных Правил предусмотрено, что исполнение обязательства о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения должно осуществляться в 2-х месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
По делу установлено, что Смирнов Л.Н. являлся участником программы «Государственные жилищные сертификаты», в рамках которой он подписал обязательство о сдаче жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в г. Ярославле. Смирнов Л.Н. принял на себя обязательство сдать в установленном законодательством РФ порядке спорную квартиру и освободить указанную площадь сов семи проживающими совместно с ним лицами в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного жилищного сертификата. Указанное обязательство также подписано всеми несовершеннолетними членами семьи Смирнова Л.Н.: женой – Смирновой В.Б., сыном – Смирновым В.Л., матерью – Смирновой В.К., дочерью – Смирновой А.Л.
В <данные изъяты> году Смирнову Л.Н. выдан государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> руб., однако данный сертификат так и не был реализован.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнову Л.Н. выдан новый государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> руб.
С условиями Подпрограммы Смирнов Л.Н. ознакомлен и обязался их выполнять, что подтверждается его подписью на обороте указанного жилищного сертификата.
Согласно договору купли- продажи квартиры участнику Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (продавец) и Смирновым Л.Н., Смирновой В.Б., Смирновым В.Л., Смирновой А.Л., Смирновой В.Б., Смирновой В.К. (покупатели), последние приобрели в общую долевую собственность по <данные изъяты> доли каждый квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, Смирнов Л.Н. на основании договора № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительного соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 3-комнатной квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
Квартира №, расположенная по адресу: <адрес> была впоследствии продана, а на вырученные от ее продажи и дополнительные средства приобретена трехкомнатная квартира по вышеуказанному адресу.
Судом при рассмотрении дела было также установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес> в настоящее время является собственностью Туношенского сельского поселения, что подтверждается материалами дела. Согласно выписке ОРГАНИЗАЦИЯ1 ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении.
Из материалов дела следует, что в отдел аренды и приватизации ОРГАНИЗАЦИЯ2 Смирнов Л.Н. обращался с просьбой заключить договор социального найма на спорную квартиру. ОРГАНИЗАЦИЯ2 в адрес Смирнова Л.Н. было направлено письмо, согласно которому спорная квартира подлежит сдаче в Администрацию Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района ( далее – Администрация).
При таких обстоятельствах вывод суда в решении о том, что после реализации полученного жилищного сертификата занимаемое жилое помещение подлежало освобождению и передаче Администрации во исполнение заключенного между ними обязательства, коллегия находит соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Свое право отказаться от участия в указанной федеральной целевой программе семья Смирновых не выразила, никто из них, в том числе и ответчики, не заявлял об этом и при получении государственного жилищного сертификата, и при его реализации для приобретения жилого помещения и регистрации на него права собственности.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции в решении, своими действиями ответчики согласились с необходимостью освобождения прежнего жилого помещения. Однако в установленный законом и вышеуказанным обязательством срок квартиру, по вышеуказанному адресу, не освободили.
Поскольку в нарушение требований статьи 6 данного Федерального закона обязательство ответчиком не исполнено, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309 - 310 ГК РФ, обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации. Согласно данным нормам закона обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доводы автора жалобы, что он не смог приобрести жилье по социальной норме - <данные изъяты> кв. метров в г. Ярославле из-за недостаточности размера субсидии, которая была выделена ему по сертификату, и это обстоятельство находится в противоречии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гарантирующей военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение, являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется Государственным жилищным сертификатом.
В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающую обеспечение постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, а также членов их семей.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2011 годы.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктами 2 и 6 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, а участие в подпрограмме является добровольным.
Таким образом, реализация гарантии предоставления военнослужащим жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение неразрывно связана (абзац первый пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") с порядком и условиями, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым, в частности, относятся и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
С учетом этого судебная коллегия признаёт, что гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке.
В силу п. 15 Правил, при расчете размера социальной выплаты для граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил, норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказа Минрегиона РФ от 26.01.2006 N 8 "О нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на первое полугодие 2006 г. и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2006 г." норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете размера субсидии, представляемой гражданам за счет средств федерального бюджета на I полугодие 2006 года, составил <данные изъяты> рублей.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, который составляет по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Таким образом, судом установлено, что истцу выдан сертификат на сумму <данные изъяты> руб. (18 (норматив общей площади) x 5 (количество членов семьи) x <данные изъяты> (норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья), что соответствует вышеуказанным пунктам Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
При разрешении спора судом были приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Доводы автора жалобы о вынужденном характере подписания обязательства, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание. В решении суда данным доводам дана соответствующая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к повторению той позиции, которая излагалась ответчиками в суде первой инстанции и сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств. Эти доводы были тщательно проверены судом первой инстанции, основанием для отмены решения суда не являются.
Суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Смирнова Л.Н. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 20 июня 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи