Судья Запорожец И.В. Дело № 33-4607
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ваниной Е.Н.
судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.
при секретаре Фоминой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.
30 августа 2012 года
дело по апелляционной жалобе администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 29 мая 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Рыбинского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района по невыполнению пунктов 3,4,6,7,8 предписания ОГНП по Рыбинскому и Пошехонскому районам Ярославской области от 16.12.2008 года № 627.
Обязать администрацию Волжского сельского поселения в срок до 01 апреля 2013 года: обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара населенные пункты поселения: <адреса>;
установить указатели направления движения к естественным и искусственным водоисточникам с указанием расстояния до них (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четко нанесенными цифрами) в населенных пунктах поселения: <адреса>;
в срок до 01 сентября 2013 года:
произвести очистку имеющихся противопожарных водоемов от грязи, ила, мусора в населенных пунктах поселения: <адреса>;
в срок до 31 декабря 2013 года:
оборудовать у естественных и искусственных водоисточников подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарной техники и забора воды в населенных пунктах поселения: <адреса>:
оборудовать переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты Волжского сельского поселения: <адреса>;
в срок до 31 декабря 2014 года:
оборудовать у естественных и искусственных водоисточников подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарной техники и забора воды в населенных пунктах поселения: <адреса>;
оборудовать переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты Волжского сельского поселения: <адреса>:
в срок до 31 декабря 2015 года:
оборудовать у естественных и искусственных водоисточников подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарной техники и забора воды в населенных пунктах поселения: <адреса>;
оборудовать переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты Волжскою сельского поселения: <адреса>».
По делу установлено:
23 марта 2012 года Рыбинской городской прокуратурой с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по Рыбинскому району УНД ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения Волжским сельским поселением Рыбинского муниципального района законодательства о противопожарной безопасности, предупреждении возможных чрезвычайных ситуаций, минимизации их последствий.
Предписанием ОГПН по Рыбинскому и Пошехонскому району Ярославской области от 16 декабря 2008 года установлен срок устранения выявленных нарушений. До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проверки не устранены.
Рыбинский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района по невыполнению пунктов 3,4,6,7,8 предписания ОГНП по Рыбинскому и Пошехонскому районам Ярославской области от 16.12.2008 года № 627; обязать администрацию Волжского сельского поселения в населенных пунктах, где в ходе проверки выявлены нарушения:
в срок до 1 апреля 2013 года обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара населенные пункты; установить указатели направления движения к естественным и искусственным водоисточникам с указанием расстояния до них (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четко нанесенными цифрами); произвести очистку имеющихся противопожарных водоемов от грязи, ила, мусора;
в срок до 31 декабря 2013 года: оборудовать у естественных и искусственных водоисточников подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарной техники и забора воды ; оборудовать переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;
в срок до 31 декабря 2014 года и до 31 декабря 2015 года: оборудовать у естественных и искусственных водоисточников подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарной техники и забора воды; оборудовать переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению норм права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав прокурора Бекеневу Е.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд исходил из того, что населенные пункты на территории Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области(перечень определен в решении) в нарушение п. 114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 не оборудованы естественные или искусственные водоисточники (реки, озера, пруды) подъездами с площадками с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 90 ППБ 01-03 не установлены по направлению движения к водоисточникам соответствующие указатели; в нарушение п. 90 ППБ 01-03 не приобретены переносные пожарные мотопомпы для целей пожаротушения; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 не произведена очистка водоемов, используемых для нужд пожаротушения. В связи с этим бездействие администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области является незаконным, основания для возложения на администрацию Волжского сельского поселения обязанности по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности имеются.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местною самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем: организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре: принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов: оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о
мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу п.п. 8,9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений отнесены полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, а также обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
П. 6 ст. 3 Закона Ярославской области от 07.12.2004 года № 52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области» также закреплена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению населенных пунктов в пределах муниципальных образований первичными мерами пожарной безопасности.
Судом установлено, что ответчик не исполняет требования пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 31, 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313. Срок исполнения предписания Отдела государственного пожарного надзора Рыбинского и Пошехонского надзоров по Ярославской области № 627 от 16.12.2008 г. об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности истек в ноябре 2009 г. Доказательств выполнения ответчиком мероприятий в области пожарной безопасности, указанных в данном предписании и справке о проверке соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности от 23.03.2012 г., суду не представлено.
Установленные судом нарушения Правил пожарной безопасности в вышеуказанных населенных пунктах свидетельствуют о том, что при возникновении пожарной опасности в населенном пункте создается угроза жизни или здоровья граждан, угроза повреждения имущества физических и юридических лиц. Исходя из полномочий органов местного самоуправления по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, суд обоснованно возложил на администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанность по устранению установленных нарушений Правил пожарной безопасности.
Довод жалобы о нарушении судом процессуальных прав ответчика, является необоснованным.
Из материалов дела видно, что извещение о месте и времени судебного заседания 29 мая 2012 года, исковое заявление с приложениями получено администрацией Волжского сельского поселения 27 апреля 2012 г. (л.д. 26).
Такая причина отложения дела слушанием как проведение областного совещания не является уважительной причиной, поскольку ответчик заблаговременно был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имел возможность направить своего представителя, представить свои возражения по исковому заявлению, документы об отсутствии нарушений требований Правил пожарной безопасности, однако указанных действий Администрацией сделано не было.
Довод жалобы о том, что срок исковой давности по требованию об исполнении предписания № 627 от 16.12.2008 г. истек, в связи с чем требования прокурора подлежат оставлению без удовлетворения, является несостоятельным.
Указанные в предписании № 627 от 16.12.2008 г. нарушения требований пожарной безопасности как следует из материалов дела, носят длящийся характер, меры к их устранению ответчиком не принимаются до настоящего времени. Кроме этого, судом рассмотрено заявление прокурора о признании незаконным бездействия, существующего и в настоящее время, заявление вытекает из правоотношений публичного характера, в связи с чем положения ст. 196 ГК РФ в данном случае не могут быть применены.
При таких обстоятельствах срок исковой давности для обращения в суд с настоящим заявлением истцом не пропущен.
Ссылка в жалобе на несостоятельность акта совместной проверки Рыбинской прокуратуры и отдела надзорной деятельности по Рыбинскому району Ярославской области от 23.03.2012 г., не является основанием к отмене постановленного судом решения.
В данном акте отражены нарушения требований пожарной безопасности. Доказательств, опровергающих факты, указанные в акте, Администрацией Волжского сельского поселения суду не представлено.
Ссылка в жалобе на противоречивость мотивировочной части решения резолютивной, является несостоятельной.
Как следует из материалов дела, прокурором заявлены требования к администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района. Ошибочное написание в тексте решения вместо наименования ответчика администрация Волжского сельского поселения – администрация Покровского сельского поселения свидетельствует об описке, которая не влияет в целом на правильность выводов суда по существу спора в отношении надлежащего ответчика.
Ссылка в жалобе на значительную стоимость работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности не является основанием к отмене решения суда, поскольку требования о соблюдении мер пожарной безопасности, заложенных в соответствующие правовые акты, подлежат неукоснительному соблюдению администрацией Волжского сельского поселения, направлены на недопущение нарушения прав граждан, проживающих в данной местности, на безопасность и защиту от чрезвычайных ситуаций природного характера.
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 29 мая 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи