Установление вины должностного лица государственного органа в незаконном привлечении лица к административной ответственности, является основанием для взыскания в его пользу с Департамента финансов связанных с этим убытков и судебных расходов.



Судья Мухин А.В.      Дело № 33-4648/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Поздняковой Т.В.,

судей Семиколенных Т.В., Сеземова А.А.

при секретаре Москалевой С.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семиколенных Т.В.

03 сентября 2012 года

дело по апелляционной жалобе Правительства Ярославской области, апелляционной жалобе Департамента финансов Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 29 мая 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Одинцова А.М. удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Одинцова А.М. с Департамента финансов Ярославской области за счет средств казны Ярославской области в счет возмещения убытков <данные изъяты> рублей, в счет компенсации судебных расходов: по оплате услуг представителя – <данные изъяты> рублей, по уплате государственной пошлины – <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальных требований отказать».

По делу установлено:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области, Одинцов А.М. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Ленинского районного суда города Ярославля от 28.02.2011 года жалоба Одинцова А.М. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

Решением судьи Ярославского областного суда от 25.03.2011 года решение Ленинского районного суда города Ярославля от 28.02.2011 года оставлено без изменения.

02.06.2011 года Одинцов А.М. постановление исполнил, через подразделение ОАО «Сбербанк России» уплатил штраф в размере <данные изъяты> рублей.

Постановлением председателя Ярославского областного суда от 14.09.2011 года по результатам рассмотрения надзорной жалобы Одинцова А.М. вышеуказанные постановление и решения судов были отменены с прекращением в отношении Одинцова А.М. производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Одинцов А.М. обратился в суд с иском к Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, в котором с учетом уточнения требований просит взыскать в счет возмещения ущерба <данные изъяты> рублей, в счет оплаты услуг представителя <данные изъяты> рублей за подачу надзорной жалобы и <данные изъяты> рублей за участие в настоящем гражданском процессе, в счет уплаты госпошлины <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда. В обоснование иска указано, что при уплате штрафа с Одинцова А.М. была удержана комиссия в сумме <данные изъяты> рублей, для защиты своих интересов Одинцов А.М. был вынужден понести расходы в сумме <данные изъяты> рублей, связанные с оплатой услуг адвоката по подготовке и подаче надзорной жалобы, по результатам рассмотрения которой председателем Ярославского областного суда установлена незаконность привлечения Одинцова А.М. к административной ответственности. Кроме того, Одинцову А.М. был причинен моральный вред, который он связывает со своими переживаниями о сохранении деловой репутации, об ухудшении материального положения своей семьи в связи с уплатой значительной суммы штрафа, и оценивает его в сумму <данные изъяты> рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Правительства Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу Одинцова А.М. денежных средств и вынесении нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению норм материального права. Указывается на несогласие с выводом суда об установлении постановлением председателя Ярославского областного суда от 14.09.2011 года вины в действиях должностного лица.

В апелляционной жалобе Департамента финансов Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывается на ошибочность выводов суда относительно надлежащего ответчика по делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения.

При вынесении решения суд исходил из того, что имеет место вина должностного лица Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области в необоснованном привлечении Одинцова А.М. к административной ответственности, а также неправомерность указанных действий.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их соответствующими обстоятельствам дела, а довод апелляционной жалобы Правительства Ярославской области о законности проведения производства по делу об административном правонарушении и вынесения в последующем постановления о привлечении Одинцова А.М. к административной ответственности несостоятельным. Из материалов дела следует, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области, истец был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа. Указанное постановление было обжаловано Одинцовым А.М. в Ленинский суд г. Ярославля и в Ярославский областной суд. Решениями судов жалоба Одинцова А.М. оставлена без удовлетворения. Впоследствии постановлением председателя Ярославского областного суда от 14.09.2011г. по результатам рассмотрения надзорной жалобы Одинцова А.М. постановление от ДД.ММ.ГГГГ и решения судов по делу об административном правонарушении были отменены с прекращением в отношении Одинцова А.М. производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что постановлением председателя Ярославского областного суда установлена неправомерность действий должностного лица, выразившаяся в необоснованном привлечении Одинцова М.А. к административной ответственности.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования.

Учитывая то, что для защиты своих интересов Одинцов А.М. был вынужден нести расходы по оплате услуг юриста, убытки в связи удержанием банковской комиссии при уплате штрафа, судебная коллегия считает, что исковые требования о взыскании этих сумм являются основанными на законе.

Довод апелляционной жалобы Департамента финансов Ярославской области о необоснованности выводов суда о надлежащем ответчике по иску Одинцова А.М. судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 1 Закона Ярославской области «О системе органов исполнительной власти Ярославской области» № 55-з от 24.11.2008г., систему органов исполнительной власти Ярославской области образуют: 1) Правительство Ярославской области; 2) департаменты Ярославской области; 3) инспекции Ярославской области.

Согласно положениям ст.5 Закона ЯО от 24.11.2008 № 55-з департаменты Ярославской области являются органами исполнительной власти Ярославской области, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию; 2) осуществляют функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг. А также по государственном контролю (надзору) в соответствии с положениями о соответствующих департаментах Ярославской области; 3) в пределах своих полномочий издают приказы.

В соответствии с Положением о Департаменте финансов Ярославской области, утв. Постановлением Правительства Ярославской области № 36 от 29.02.2008г. Департамент финансов Ярославской области устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, составляет, утверждает и исполняет сводную бюджетную роспись, доводит показатели сводной бюджетной росписи до главных распорядителей средств областного бюджета.

Поскольку Департамент финансов Ярославской области является финансовым органом, выступающим от имени казны субъекта Российской Федерации, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о возложении на него обязанности по возмещению истцу убытков и судебных расходов.

Кроме того, в соответствии с п.3.46 Положения о Департаменте финансов Ярославской области к функциям департамента относится исполнение е судебных актов по искам к Ярославской области.

Все имеющиеся в деле доказательства оценены судом в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда в решении подробно изложены и убедительно мотивированы. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

В целом доводы жалоб сводятся к повторению той позиции, которая излагалась ответчиками в суде первой инстанции. Указанным доводам в решении дана надлежащая оценка.

Установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Правительства Ярославской области, апелляционную жалобу Департамента финансов Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 29 мая 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи