Суд правомерно удовлетворил исковые требования о включении периодов работы в специальный стаж



Судья Смирнов А.В. Дело № 33-4554

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Волковой В.Г.

судей Малахова В.А., Кругловой С.Ю.,

при секретаре Шамшуваровой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ярославле

                            27 августа 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 14 июня 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Тимофеевой И.И. удовлетворить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» зачесть Тимофеевой И.И. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 05.02.1993г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 04.02.2003г. по 14.02.2003г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 12 марта 2012г.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» в пользу Тимофеевой И.И. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Заслушав доклад судьи областного суда Волковой В.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области от 21.03.2012 года Тимофеевой И.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Тимофеева И.И. обратилась в суд с иском к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области, просила обязать ответчика зачесть в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 05.02.1993 года, период работы в должности воспитателя с 04.02.2003 года по 14.02.2003 года в детском саду № 12 «Полянка» Департамента образования ТМО ЯО (курсы повышения квалификации) и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением – с 12.03.2012 года.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.

С выводами суда об удовлетворении исковых требований истицы судебная коллегия соглашается, считает правильными, основанными на материалах дела и законе.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о включении периодов работы нахождения Тимофеевой И.И. в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 05.02.1993 года.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по ухожу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд обоснованно пришел к выводу, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет) Тимофеевой И.И. начался 24.09.1991 года, то есть в период действия указанных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с по подлежит включению в специальный стаж работы Тимофеевой И.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Период нахождения на курсах повышения квалификации судом первой инстанции также обоснованно включен в льготный стаж, поскольку является периодом работы с сохранением Тимофеевой И.И. средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются в том числе Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работа (должность) и средняя заработная плата.

Учитывая, что при включении спорных периодов специальный стаж Тимофеевой И.И. превышает необходимые 25 лет, суд обоснованно пришел к выводу о праве Тимофеевой И.И. на назначение пенсии с даты обращения за ней, то есть с 12.03.2012 года.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:    

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 14 июня 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи