Суд обоснованно удовлетворил заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии Красноперкопского района об отказе в регистрации кандидата в депутаты.



Судья Красноперова И.Г. Дело № 33- 5458/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,

судей Кузьминой О.Ю., Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Малуниной Н.А.

с участием прокурора Горданова И.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

                            26 сентября 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района города Ярославля на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 17 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Заявление Манохина А.В. удовлетворить:

Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля, оформленное итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Манохина А.В. в депутаты муниципалитета города Ярославля шестого созыва по одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ в части признания недействительными (недостоверными) ... подписей избирателей в подписных листах ; и признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Манохину А.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципалитета г. Ярославля шестого созыва.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Красноперекопского района г. Ярославля обязанность по регистрации Манохина А.В. в качестве кандидата в депутаты муниципалитета города Ярославля шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ по просьбе заявителя Манохина А.В. обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи областного суда Кузьминой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Манохин А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района города Ярославля.

В обоснование заявления указал, что заявитель является самовыдвиженцем в депутаты муниципалитета г. Ярославля шестого созыва по одномандатному избирательному округу в Красноперекопском районе г. Ярославля. ДД.ММ.ГГГГ Манохиным А.В. в избирательную комиссию были поданы все необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения Манохина А.В. как кандидата в депутаты. Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ, были указаны как недействительными следующие подписи избирателей: на листе – подписи с ... по ...; на листе – подписи ...; на листе – подписи со ... по ...; на листе – подписи с ... по ..., то есть все подписи в этих подписных листах.

Основанием для признания недействительными указанных подписей избирателей, по мнению комиссии, явилось допущенное со стороны Манохина А.В. нарушение положений п.13

Ст.37 и подп. «з» п.6.4 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Манохина А.В. в депутаты муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ, указанные подписи были признаны недействительными, а Манохину А.В. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу .

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права, неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителей территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля по доверенности Гурьеву А.Ю. и Царева Р.О. в поддержание доводов жалобы, Манохина А.В., его представителя по ордеру адвоката Писарца М.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление Манохина А.В. суд первой инстанции исходил из того, что рассматриваемые подписные листы заверены кандидатом в соответствии с законом.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на исследованных в судебном заседании материалах дела. При вынесении решения нормы материального права применены судом правильно.

При разрешении спора суд полно и правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, собранные по делу доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты муниципалитета г. Ярославля шестого созыва Манохиным А.В. в территориальную избирательную комиссию Красноперекопского района г. Ярославля было представлено ... подписей избирателей.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия провела проверку подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата Манохина А.В., в результате которой из проверенных ... подписей недействительными оказались ... подписи. Число достоверных, действительных подписей составило ..., что в силу Закона Ярославской области № 27-з свидетельствует о недостаточном количестве представленных подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты муниципалитета г. Ярославля шестого созыва по округу .

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.20025г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного п.17 ст. 38 данного Федерального закона.

Согласно ст. 37 Закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п.10 ст. 16 Закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений п.6 данной статьи, являются недействительными.

Аналогичные нормы содержит Закон Ярославской области от 02.06.2003 № 27-3 «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».

Пунктом 1 ст. 38 данного закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 этой статьи).

Согласно решению муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2012г. № 677 «Об утверждении схемы образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов муниципалитета города Ярославля шестого созыва» количество избирателей в округе составляет ... человек. Необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по округу должно составлять: минимальное количество – ... подписи, максимальное количество – ... подписей.

ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Красноперекопского района приняла решение «Об отказе Манохину А.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципалитета города Ярославля шестого созыва».

В соответствии с подп. «д» п.24 ст. 38 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований для признания недействительными ... из ... подписей избирателей по делу не установлено, поскольку Манохин А.В. не допустил нарушений положений п.13 ст.37 и подп. «з»п.6.4 ст. 38 Закона.

Из исследованных в суде первой инстанции представленных в избирательную комиссию подписных листов следует, что подписные листы заверены собственноручной подписью кандидата Манохина А.В. с проставлением даты ее внесения.

Вывод суда о том, что все сведения, содержащиеся в подписные листах внесены Манохиным А.В. собственноручно, являются достоверными, как того требуют Закон № 67-ФЗ и Закон Ярославской области № 27-з, является правильным, основанным на правильном применении норм материального права. Указанные подписные листы содержат внесенные Манохиным А.В. собственноручно сведения, в том числе как о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и о кандидате, содержат его собственноручную подпись с указанием фамилии, имени, отчества, а также даты ее внесения.

В соответствии с п.13 ст. 37 Закона каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Аналогичные положения содержит п.12 ст. 47 Закона ЯО № 27-з.

Вышеназванные нормы закона, а также Разъяснения порядка применения некоторых положений п.7 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», одобренные Центральной избирательной комиссией РФ в протоколе от 28.09.2005г. № 153-3-4, не запрещают кандидату в депутаты лично осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом.

По делу установлено, что кандидат в депутаты Манохин А.В. лично осуществлял сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом. Сданные им в избирательную комиссию подписные листы содержат сведения о нем как о лице, осуществляющем сбор подписей и его подпись в графе «кандидат» с указанием фамилии, имени, отчества и даты ее внесения.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что подписные листы заверены кандидатом в соответствии с законом.

Довод жалобы о том, что судом не исследовались документы и доказательства (другие подписные листы кандидата), которые могли повлиять на вынесение решения не может быть принят судебной коллегией во внимание ввиду того, что данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения спора по существу заявленных требований.

Иные доводы жалобы сводится к повторению той позиции, которая излагалась автором жалобы в суде первой инстанции. Данным доводам в решении суда дана соответствующая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.

Выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы, основаны на собранных по делу доказательствах, их надлежащей оценке, доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района города Ярославля на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 17 сентября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи