При отсутствии скоординированной работы муниципального образования в лице соответствующих структурных подразделенияй по устранению несанкционированной свалки судом сделан правильный вывод о наличии бездействия со стороны органа местного самоуправления



Судья Медведева Т.В. Дело № 33-5151/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Малахова В.А.

судей Брюквиной С.В., Кругловой С.Ю.

при секретаре Колосовской Т.С.

27 сентября 2012 года

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ярославле по докладу судьи Брюквиной С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 27 июля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г.Рыбинск, выразившееся в уклонении от принятия мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов на территории в районе пересечения улиц <адрес> г. Рыбинска.

Возложить на Администрацию городского округа г. Рыбинск обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения отходов производства и потребления, расположенное в районе пересечения улиц <адрес> г. Рыбинска в течение 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

УСТАНОВИЛА:

Рыбинская городская прокуратура в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Рыбинск о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов (свалку).

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения обследования территории городского округа город Рыбинск 31 мая 2012 года выявлено одно место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка, расположенного в районе пересечения улиц <адрес> город Рыбинска, образованное в результате отсутствия организации сбора и вывоза отходов и ненадлежащего контроля за исполнением Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории городского округа город Рыбинск, утвержденных решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 31 марта 2011 года № 85.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым администрация городского округа город Рыбинск не согласна.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части признания незаконным бездействия администрации городского округа город Рыбинск, выразившегося в уклонении от принятия мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов на территории в районе пересечения улиц <адрес> города Рыбинска.

Доводы жалобы сводятся к незаконности, необоснованности вынесенного решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, заслушав прокурора Сафонову Е.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда и удовлетворению не подлежит.

Принимая решение в обжалуемой части, суд исходил из того, что до получения иска прокурора ответчик не располагал сведениями о несанкционированном размещении отходов на территории в районе пересечения улиц <адрес> г. Рыбинска, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля и исполнения обязанностей по принятию мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального округа.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе – статьях 13, 72 Земельного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьях 7, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьях 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 7 Устава городского округа город Рыбинск к вопросам местного значения отнесены функции по осуществлению земельного контроля за использованием земель города Рыбинска; по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организации благоустройства и озеленения территории городского округа.

Таким образом, анализ законодательства свидетельствует о том, что непосредственно к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города; сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Соответственно, ответственность за организацию данной работы возложена на администрацию городского округа город Рыбинск.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о неправомерном бездействии органа местного самоуправления, поскольку возникновение на территории несанкционированной свалки отходов имеет место на протяжении длительного периода времени; исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированной свалки отходов (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в месте возникновения несанкционированной свалки или прилегающей территории, либо путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) администрацией городского округа город Рыбинск не принимались.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов созданы муниципальное бюджетное учреждение городского округа г.Рыбинск «Управление городского хозяйства» и муниципальное унитарное предприятие городского округа г.Рыбинск «Автопредприятие по уборке города», на ликвидацию несанкционированных свалок из бюджета выделяются денежные средства, создана рабочая группа в целях разработки комплекса мероприятий по исключению несанкционированных свалок на территории города, основанием к отмене решения суда в обжалуемой части не являются.

Учитывая то обстоятельство, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом, выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет именно орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что объем территории, занятой отходами, количество и природа отходов, выявленных в ходе проведенной проверки, в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии скоординированной работы муниципального образования в лице соответствующих структурных подразделений по устранению несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 27 июля 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: