Удовлетворяя иск, суд верно исходил из того, что обязанность по приведению в соответствие сточных вод нормативным требованиям на территории сельских поселений подлежит возложению на орган местного самоуправления.



Судья Запорожец И.В.                              Дело № 33-5816

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.

судей Гушкана С.А., Парменычевой М.В.

при секретаре Оберд Е.А.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.А. Гушкана

25 октября 2012 года

дело по апелляционным жалобам Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 28 августа 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Рыбинского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Рыбинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в п. Судоверфь, п. Каменники Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18 января 2010 года, по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», ликвидировать аварийный сброс сточных вод канализации в районе очистных сооружений канализации в р.п. Песочное Рыбинского района.

Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в д. Дюдьково Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18 января 2010 года, по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»,

В остальной части исковых требований Рыбинскому городскому прокурору отказать ».

По делу установлено:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований просил обязать МУП РМР ЯО «Коммунальные системы», Администрацию Рыбинского муниципального района, Администрацию Октябрьского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в д. Дюдьково Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18.01.2010 г., по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»; обязать МУП РМР ЯО «Коммунальные системы», Администрацию Рыбинского муниципального района, Администрацию Судоверфского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в п. Судоверфь Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18.01.2010 г., по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»; обязать МУП РМР ЯО «Коммунальные системы», Администрацию Рыбинского муниципального района, Администрацию Каменниковского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в п. Каменники Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом Федерального агентства по рыболовству № 20 от 18.01.2010 г., по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»; обязать МУП РМР ЯО «Коммунальные системы», Администрацию Рыбинского муниципального района, Администрацию сельского поселения Песочное ликвидировать аварийный сброс сточных вод канализации в районе очистных сооружений канализации в п. Песочное Рыбинского района. В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской городской прокуратурой с привлечением специалистов Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» была проведена проверка законодательства в сфере охраны и использования водных объектов при эксплуатации очистных сооружений канализации, расположенным в п. Каменники, п. Судоверфь, п. Песочное, д. Дюдьково Рыбинского района. В ходе проверки было выявлено, что пробы сточных вод канализации не соответствуют по санитарно-гигиеническим показателям требованиям СанПин и содержат превышающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Очистные сооружения в д. Дюдьково за 27 лет эксплуатации капитально не ремонтировались, не проводилась и их реконструкция в области очистки сточных вод. В п. Песочное разрушена насосная станция, ранее перекачивавшая сточные воды на ОСК в п. Дюдьково. Ввиду отсутствия у МУП РМР ЯО «Коммунальные системы» решений о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных вод, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проектов нормативно-допустимых сбросов место сбора в п. Песочное Рыбинского района в установленном законом порядке не определено, а следовательно, является местом аварийного сброса.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях, заслушав в поддержание жалоб представителя Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности Семенову Е.Н., Главу Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области Ситникова Н.Г., возражения прокурора Бекеневой Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение подлежит изменению в части возложения обязанности по обеспечению соответствия сточных вод в Судоверфьском сельском поселении на только Администрацию Рыбинского муниципального района, в остальной части жалобы оснований к отмене решения не содержат.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд исходил из того, что обязанность по приведению в соответствие сточных вод нормативным требованиям на территории сельского поселения подлежит возложению на орган местного самоуправления, к компетенции которого относится обеспечении водоотведения в силу закона или соглашения.

С этим выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе – ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.14 выше названного Закона водоотведение в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч. 4 ст. 15 того же Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из дела видно, что между органами местного самоуправления Рыбинского муниципального района и входящими в его состав поселений Судофверфского, Каменниковского, Октябрьского, Песочное, на 2012 год заключены соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения поселений. В соответствии с этим соглашениями полномочия по водоотведению на территории поселений Каменниковского и Песочного переданы Рыбинскому муниципальному району. В соглашении с Октябрьским сельским поселением полномочия по организации водоотведения органам местного самоуправления Рыбинского муниципального района не переданы.

При таких обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность по обеспечению соответствия сточных вод нормативным требованиям на территории Октябрьского сельского поселения на его администрацию, а на территории Каменниковского сельского поселения и сельского поселения Песочное на администрацию Рыбинского муниципального района.

Довод жалоб о том, что администрация Октябрьского сельского поселения не имеет достаточных средств в бюджете поселения для исполнения решения суда, большую часть стоков в Октябрьском сельском поселении обеспечивает ОРГАНИЗАЦИЯ 1», администрацией Рыбинского муниципального района не получены межбюджетные трансферты в достаточном объеме на эти цели, являются несостоятельными.

Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности по организации водоотведения. Исполнение этой обязанности не зависит от того, кем и в каком количестве осуществляется сброс сточных вод на территории муниципального образования.

Несоответствие качества сточных вод нормативным требованиям в период, на который переданы полномочия от сельских поселений Рыбинскому муниципальному району, представителем Администрации Рыбинского муниципального района не оспаривалось. Факт ненадлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения Администрацией Рыбинского муниципального района судом установлен. Поэтому довод жалобы о том, что полномочия по организации водоотведения переданы только на один год, не свидетельствуют о неправильности решения суда.

Ссылки в жалобе Администрации Октябрьского сельского поселения на то, что очистные сооружения на территории поселения находятся в собственности Рыбинского муниципального района, в жалобе Администрации Рыбинского муниципального района на то, что очистные сооружения на территории района подлежат передаче в собственность поселений, на территории которых находятся, их использование осуществляется другим лицом, очистные сооружения требуют значительных средств для их модернизации, которыми бюджет района не располагает, основанием к отмене решения не являются.

Полномочия по организации водоотведения не тождественны приобретению в собственность, поддержанию в рабочем состоянии и модернизации очистных сооружений.

Ненадлежащее содержание и использование существующих очистных сооружений, независимо от того, в чьей собственности или пользовании они находятся, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанности по организации водоотведения в границах муниципального образования и обеспечения соответствия сточных вод требованиям нормативов.

В то же время довод жалобы Администрации Рыбинского муниципального района о необоснованности возложения обязанности по обеспечению соответствия сточных вод нормативам на Администрацию Рыбинского муниципального района заслуживают внимания.

Из материалов дела видно, что в соответствии с соглашением о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Судоверфского сельского поселения и Рыбинского муниципального района в 2012 году полномочия по водоотведению как остаются за Судоверфским сельским поселением, так и частично передаются Рыбинскому муниципальному району (л.д.134-137).

С учетом этого, обязанность по приведению в соответствие с требованиями нормативов сточных вод должна быть возложена как на Администрацию Рыбинского муниципального района, так и на Администрацию Судоверфского сельского поселения.

В этой части решение суда подлежит изменению с возложением выше названной обязанности на администрацию Рыбинского муниципального района и Судоверфского сельского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 28 августа 2012 года изменить в части. Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

«Обязать Администрацию Рыбинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в п. Каменники Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18 января 2010 года, по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», ликвидировать аварийный сброс сточных вод канализации в районе очистных сооружений канализации в р.п. Песочное Рыбинского района».

Дополнить резолютивную часть решения абзацем четвертым следующего содержания:

«Обязать Администрацию Рыбинского муниципального района и Администрацию Судоверфского сельского поселения Рыбинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие сточных вод канализации после очистки на очистных сооружениях канализации в п. Судоверфь Рыбинского района по химическим показателям нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленным Приказом федерального агентства по рыболовству № 20 от 18 января 2010 года, по микробиологическим показателям – гигиеническим нормативам, предусмотренным СанПин 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы».

Абзац четвертый резолютивной части решения считать абзацем пятым.

В остальной части апелляционные жалобы Администрации Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области на решение Рыбинского районного суда Ярославской области от 28 августа 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи