Судья Новожилов Д.В. Дело № 33- 5799/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Суринова М.Ю., Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Малуниной Н.А.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
26 октября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 28 августа 2012 года, которым постановлено:
«Признать распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда и признать Хлопкова Д.Н., Хлопкову Е.В. и Хлопкову В.Д. малоимущими и принять на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Хлопков Д.Н. обратился в Территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с заявлением о признании его и его супруги – Хлопковой Е.В. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью получения субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».
Распоряжением главы Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Хлопкову Д.Н. отказано в признании его семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как не представлены в полном объеме документы, предусмотренные постановлением Администрации Ярославской области № 374 от 14.11.2007г. в отношении членов семьи заявителя, зарегистрированных по месту его проживания.
Прокурор Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах Хлопкова Д.Н. к Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля с требованиями (с учетом уточнений) о признании распоряжения главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании ответчика в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда признать Хлопокова Д.Н., Хлопкову Е.В. и Хлопкову В.Д. нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проведена проверка законности отказа Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля в признании Хлопкова Д.Н. и членов его семьи малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в ходе которой установлено, что в квартире №, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1 и ее сын ФИО2 (долевые собственники), ФИО3 (родная сестра ФИО1), Хлопков Д.Н. и Хлопкова Е.В. (знакомые), последние зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.
Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя Территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля Вавинову Н.Г. в поддержание доводов жалобы, прокурора Бекеневу Е.В., Хлопкова Д.Н., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит правовых оснований к отмене постановленного решения.
Выводы суда о признании распоряжения главы администрации незаконным, о возложении на ответчика обязанности о признании семьи Хлопковых малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, не противоречит закону – ст.ст. 31, 51, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 13 ГК РФ.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Хлопковы Д.Н. и Е.В., зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 ФИО2, ... доли и ... доли в праве общей долевой собственности соответственно. Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика в квартире, расположенной по вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО1 (собственник ... доли в праве общей долевой собственности); ФИО3 (сестра); ФИО2 (собственник ... доли в праве общей долевой собственности); Хлопков Д.Н. (знакомый); Хлопкова Е.В. (знакомая).
ДД.ММ.ГГГГ Хлопков Д.Н. обратился в Территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с заявлением о признании его и его супруги – Хлопковой Е.В. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью получения субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № Хлопкову Д.Н. было отказано в признании его семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку Хлопковым Д.Н. не представлены все необходимые документы.
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Аналогичный порядок признания малоимущими граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, содержит Закон Ярославской области от 11.07.2005г.№ 40-з «Об условиях реализации прав отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Постановлением Администрации Ярославской области от 14.11.2007г. № 374 утвержден перечень документов, необходимых для признания гражданина малоимущим, используемых при учете отдельных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Мэрии города Ярославля от 17.11.2011г. № 3112 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся (далее – Регламент).
Согласно п.2.9.1. Регламента для признания заявителя (заявителя и членов его (ее) семьи) малоимущим(и) и принятия его (их) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявителем предоставляются:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (членов его семьи) (в том числе паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации; удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации);
- документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию;
- документы, подтверждающие состав семьи заявителя;
- документы, подтверждающие место жительства заявителя и членов его семьи;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; судебное решение о вселении);
- документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, полученных в течение учетного периода, в том числе справки о доходах физических лиц по установленной действующим законодательством форме.
Указанные документы были предоставлены заявителем.
Остальные документы, а именно: копии налоговых деклараций о доходах, полученных за учетный период, заверенные налоговыми органами; справки налоговых органов, подтверждающие стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему заявителю, справки из органов социальной защиты о социальных выплатах из бюджетов всех уровней; выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты имущества, расположенные на территории Ярославской области; справку органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам его семьи; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи по договору социального найма жилого помещения, предоставляются государственными, муниципальными органами и организациями (предприятиями) по запросу территориальной администрации. При этом установленный выше перечень документов является исчерпывающим.
Однако в нарушение вышеуказанных требований территориальная администрация возложенные на нее обязанности данным Регламентом по направлению соответствующих запросов не исполнила, а также не предложила заявителю самостоятельно предоставить недостающие документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги.
При этом судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение об отказе в постановке на учёт нуждающихся семьи Хлопковой Д.Н. принято территориальной администрацией за 4 рабочих дня, в то время как согласно положениям Регламента, общий срок предоставления муниципальной услуги предусмотрен продолжительностью 33 рабочих дня.
Вышеизложенное с очевидностью свидетельствует о ненадлежащем исполнении территориальной администрацией обязанностей по предоставлению указанной муниципальной услуги.
С учетом установленных по делу обстоятельств, доводы автора жалобы о том, что Хлопков Д.Н. не предоставил справок о наличии транспортных средств на всех членов семьи, справок о наличии аренды земельных участков, копии налоговых деклараций о доходах, документы с предыдущего места регистрации, в связи с чем, оспариваемое распоряжение об отказе в постановке на учёт истца и его супругу основано на законе, несостоятельны.
Постановлением мэра г.Ярославля от 28 февраля 2005 года № 761 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при обеспеченности в размере 12 кв. м общей площади на одного человека. Принимая во внимание общую площадь квартиры, в которой зарегистрированы Хлопков Д.Н. и его супруга Хлопкова Е.В. и количество проживающих в данной квартире человек, семья истца не обеспечена жильем по учетной норме, в связи с чем, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 09.12.2005 N 160 "Об условиях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Ярославля установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не превышающий двукратной величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Ярославской области, в расчете на душу населения. Размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышающий величины денежных средств, позволяющих произвести оплату 30 процентов стоимости жилого помещения.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что исходя из данных в документах, предоставленных Хлопковым Д.Н. к заявлению о признании его семьи малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на момент подачи указанного заявления доход семьи Хлопкова Д.Н. меньше установленной величины прожиточного минимума в Ярославской области за 2 квартал 2012 года.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Супруги Хлопковы вселены в квартиру по <адрес> не в качестве членов семьи собственника, а в качестве знакомых, что следует из справки о регистрации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что занимаемая квартира по данному адресу, находящаяся в долевой собственности ФИО1 и ФИО2, не может быть учтена как при расчете обеспеченности истцов жилой площадью, так и отсутствуют правовые основания требовать от истца Хлопкова Д.Н. документов, предусмотренных Законом Ярославской области от 11.07.2005г.№ 40-з «Об условиях реализации прав отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» на ФИО1, ФИО2 и ФИО3.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства представителем территориальной администрации лица не были приведены доводы и не представлены доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения. Сам Хлопков Д.Н. в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции пояснил, что у него и членов его семьи отсутствует имущество, а также доходы за учетный период, которые препятствовали бы признанию его и членов его семьи малоимущими. Указанные пояснения не были опровергнуты представителем ответчика.
Избирая способ восстановления нарушенного права (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ), суд первой инстанции счет возможным обязать заинтересованное лицо принять ненормативный акт о признании Хлопкова Д.Н. его составом семьи три человека ( истец, его супруга Хлопкова Е.В. и дочь ФИО4, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, то есть после оспариваемого распоряжения) малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 28 августа 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи