Решение Ярославского областного суда от 12.10.2011 по делу № 30-2-240/11 )Решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, изменено в части исключения суждений из мотивировочной части(



Дело № 30-2-240/2011

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2011 года г. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Игнатов К.Н., рассмотрев жалобу представителя Калашниковой Светланы Ивановны по доверенности Калашникова Максима Валерьевича на решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Калашниковой Светланы Ивановны,

установил:

Постановлением государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года ... Калашникова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем. С 01.07.2011 года по 14.07.2011 года при проведении плановой проверки Отделом надзорной деятельности по Угличскому району помещений, находящихся в оперативном управлении и в безвозмездном пользовании МУК выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, норм пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника, Огнетушители, Требования к эксплуатации», ведомственные правила пожарной безопасности ВППБ 13-01-94 «Министерство культуры Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:

- общие нарушения по библиотекам:

1. планы эвакуации в зданиях и помещениях библиотек не соответствуют требования ГОСТ (нарушены п.3 и п. 16 ППБ 01-03, п. 6.2.7 ГОСТ 12.2.143-2009);

2. не проведено обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность на специализированных курсах (нарушены п. 3, п. 7 ППБ 01-03, приказ 645 от 12.12.2007);

3. отсутствует расчет необходимого количества огнетушителей (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 5.29 НПБ 166-97);

4. не определено и не закреплено приказом лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 5.33 НПБ 166-97);

5. не проводятся практические тренировки (нет подтверждающей документации) всех задействованных для эвакуации работников в случае возникновения пожара (периодичность проведения – не реже одного раза в полугодие) (нарушены п. 3, п. 16 ППБ 01-03, п. 1.27 ВППБ 13-01-94);

- Библиотека 1:

6. знаки пожарной безопасности на лестничной клетке запасного эвакуационного выхода не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (нарушены п.3, п. 27 ППБ 01-03, п. 2.1 НПБ 160-97);

- детская библиотека:

7. допускается применение деревянных стеллажей для хранения книг (должны быть металлическими) (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 1.19 ВППБ 13-01-94);

- Библиотека 2:

8. не заделаны строительным раствором отверстия в противопожарных перекрытиях в местах пересечения их коммуникациями (нарушен п. 37 ППБ 01-03);

9. работники библиотеки не обеспечены электрическими ручными фонарями на случай отключения электроэнергии (нарушены п. 3 ППБ 01-03, п. 4.29 ВППБ 13-01-94);

- Библиотека 3:

10. не произведена перемотка пожарных рукавов, находящихся в ПК №№ 2, 3, 4, 5 на новую скатку (должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев) (нарушены п.3, п. 91 ППБ 01-03, п. 9.13 ВППБ 13-01-94);

11. в помещениях библиотеки допускается использование электропроводки, выполненной открытым способом (нарушены п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п. 4.24 ВППБ 13-01-94);

12. отсутствует документация, подтверждающая исправное состояние системы внутреннего противопожарного водоснабжения (проверка работоспособности должна осуществляться не реже 2 раз в год) (нарушен п. 89 ППБ 01-03);

- Библиотека 1:

13. не проведено техническое обслуживание имеющихся огнетушителей ОП-4 № 1, № 5 (не перезаряжены) (нарушены п. 3, п. 108 ППБ 01-03, п. 7.1 НПБ 166-97);

14. огнетушители № 2, № 4, № 7 размещены на полу без фиксации от возможного падения (нарушены п. 3, п. 108 ППБ 01-03, п. 6.7 НПБ 166-97).

Решением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года постановление государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Калашниковой С.И. оставлено без изменения.

В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года и направлении дела на новое рассмотрение. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов судьи фактическим обстоятельствам дела и неправильному применению норм материального права.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, судья не находит оснований к отмене решения судьи районного суда.

Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что допущенные Калашниковой С.И. нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в пунктах 7 и 9 постановления государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года (далее – Постановление ), допущены не по вине Калашниковой С.И., поскольку отсутствуют необходимые денежные средства на устранение данных нарушений в смете учреждения, являются необоснованными. Как усматривается из имеющихся в материалах дела служебных записок и планов мероприятий по пожарной безопасности (л.д. 28-43) за период с 2007 года по 2011 год Калашникова С.И., как директор МУК, ни разу не обращалась в управление по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Угличского муниципального района с запросом на выделение денежных средств на покупку металлических стеллажей для хранения книг и электрических ручных фонарей для работников библиотеки на случай отключения электричества, что свидетельствует о непринятии должностным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности.

Ссылка в жалобе на отсутствие в действиях Калашниковой С.И. нарушения правил пожарной безопасности, установленного пунктом 5 Постановления , является несостоятельной. Так согласно п. 16 ППБ 01-03 на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. В соответствии с п. 1.27 ВППБ 13-01-94 во всех учреждениях культуры не менее одного раза в шесть месяцев должны проводиться учебные тревоги по отработке действий персонала во время пожара; занятия с персоналом, учащимися и студентами проводить по договоренности с ближайшей пожарной частью не реже одного раза в 6 месяцев. Вместе с тем, из представленных МУК актов (л.д. 44-47) видно, что последний раз практические тренировки (учебы) по эвакуации работников в случае возникновения пожара проводились в структурных подразделениях учреждения в период с 27 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, что свидетельствует о нарушении п. 16 ППБ 01-03 и п. 1.27 ВППБ 13-01-94.

Довод жалобы об отсутствии нарушения, указанного в пункте 8 Постановления , выразившегося в том, что в Библиотека 2 не заделаны строительным раствором отверстия в противопожарных перекрытиях в местах пересечения их коммуникациями, необоснован. Данный факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 14.07.2011 года (л.д. 56-58). Согласно п. 37 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость. В жалобе указывается на то, что в период проведения проверки отверстия и зазоры в перекрытиях были заделаны монтажной пеной, однако лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств того, что указанный материал является негорючим, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Указание в жалобе на то, что нарушение правил пожарной безопасности, содержащееся в пункте 13 постановления государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года и выражающееся в том, что в Библиотека 1 не проведено техническое обслуживание имеющихся огнетушителей ОП-4 № 1, № 5 (не перезаряжены), произошло не по вине лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку Калашникова С.И. неоднократно обращалась в управление по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Угличского муниципального района с запросом о выделении средств на покупку и перезарядку огнетушителей, является несостоятельным. Так из материалов дела видно, что последний раз директор МУК Калашникова С.И. обращалась к главному распорядителю бюджетных средств по муниципальным учреждениям культуры с ходатайством о выделении денежных средств на перезарядку огнетушителей 19.01.2010 года, то есть более одного года назад. Включение в план мероприятий по противопожарной безопасности пункта о зарядке огнетушителей без его надлежащего выполнения и истребования необходимых на это денежных средств от соответствующего распорядителя бюджетных средств само по себе не свидетельствует о принятии всех зависящих от лица мер по соблюдению правил пожарной безопасности и отсутствии вины в допущенных нарушениях.

Довод жалобы об отсутствии вины в допущенном нарушении, указанном в пункте 14 Постановления и выразившемся в том, что в Библиотека 1 огнетушители № 2, № 4, № 7 размещены на полу без фиксации от возможного падения, несостоятелен. Факт данного нарушения правил пожарной безопасности подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела: актом проверки от 14.07.2011 года (л.д. 56-58), фотографическими снимками (л.д. 63). Довод жалобы о том, что Калашниковой С.И. неоднократно направлялись письма в управление по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Угличского муниципального района о выделении средств на покупку подставок под огнетушители и кронштейнов, однако денежные средства выделены не были, что подтверждается имеющимся в материалах дела не оплаченным счетом от 05.04.2011 года, с учетом того, что с момента подписания указанного счета прошло более трех месяцев, в течение которых не предпринималось дополнительных мер по его оплате, не свидетельствует о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности были выполнены все зависящие от него действия по соблюдению правил пожарной безопасности.

Вместе с тем, считаю необходимым исключить из мотивировочной части решения судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года следующие суждения о нарушении директором МУК требований пожарной безопасности:

- исключить указание на нарушение правил пожарной безопасности, содержащееся в пункте 2 постановления государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года и выразившееся в том, что не проведено обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность, на специализированных курсах (п.3, п. 7 ППБ 01-03, приказ 645 от 12.12.2007 года). Согласно п. 31 и п. 32 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 года руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год. В материалах дела имеются копии удостоверений об окончании учебных курсов ЯОО ООО ВДПО по обучению мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума руководителями городских филиалов МУК, назначенными ответственными за работу по обеспечению пожарной безопасности приказом директора МУК (л.д. 24, 25, 77). Таким образом, событие правонарушения по данному пункту отсутствует;

- исключить из решения суждение о нарушении правил пожарной безопасности, содержащееся в пункте 10 Постановления и выразившееся в том, что в Библиотека 3 не произведена перемотка пожарных рукавов, находящихся в ПК №№ 2,3,4,5 на новую скатку (должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев) (п. 3, п. 91 ППБ 01-03, п. 9.13 ВППБ 13-01-94). Так в материалах дела имеется акт от 13.07.2011 года, подтверждающий факт новой скатки пожарных рукавов (6 штук) и опломбировки пожарных шкафов (6 штук) в Библиотека 3. Таким образом, событие правонарушения по данному пункту отсутствует;

- исключить указание на нарушение правил пожарной безопасности, содержащееся в пункте 11 Постановления и выразившееся в том, что в помещениях Библиотека 3 допускается использование электропроводки, выполненной открытым способом (п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п. 4.24 ВППБ 13-01-94). В соответствии с п. 1.6 ВППБ 13-01-94 ответственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей, а по структурным подразделениям - на руководителей цехов, мастерских, складов, участков, а также ответственных лиц за исправное состояние автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного занавеса, водопроводных сетей, дымовых люков и другого противопожарного оборудования. Согласно п. 5.1 Устава МУК Библиотека 3 является обособленным структурным подразделением учреждения. В силу приказа директора МУК Калашниковой С.И. от 27.03.2007 года (л.д. 25) ответственной за обеспечение пожарной безопасности в Библиотека 3 назначена заведующая данной библиотекой С. Таким образом, состав правонарушения по данному пункту отсутствует;

- исключить из решения суждение о нарушении правил пожарной безопасности, содержащееся в пункте 12 Постановления и выразившееся в том, что в Библиотека 3 отсутствует документация, подтверждающая исправное состояние системы внутреннего противопожарного водоснабжения (проверка работоспособности должна осуществляться не реже 2 раз в год) (п. 89 ППБ 01-03). В материалах дела имеется акт приемки выполненных работ на испытание внутреннего противопожарного водоснабжения в Библиотека 3 от 06.05.2010 года (л.д. 19). Проведение данной проверки ежегодно, начиная с 2008 года, включалось в планы мероприятий по противопожарной безопасности по библиотекам МУК, утвержденные начальником управления по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Угличского муниципального района, то есть утвержденные главным распорядителем бюджетных средств по муниципальным учреждениям культуры, однако проведение указанных проверок противопожарного водоснабжения профинансировано не было, что свидетельствует о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были выполнены все зависящие от него действия по соблюдению правил пожарной безопасности. Таким образом, отсутствует вина Калашниковой С.И. в указанном выше нарушении.

Однако оставшийся объем допущенных директором МУК Калашниковой С.И. нарушений правил пожарной безопасности, как правильно указал судья Угличского районного суда Ярославской области, доказывается материалами дела и не является малозначительным.

При назначении административного наказания были учтены личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Штраф наложен в пределах санкции статьи минимальный.

Согласно представленных материалов дела порядок и процедура привлечения лица к административной ответственности по делу соблюдены.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено.

Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года изменить. Исключить из мотивировочной части решения суждения о нарушении директором МУК Калашниковой Светланой Ивановной правил пожарной безопасности, изложенных в постановлении государственного инспектора Угличского района Ярославской области по пожарному надзору от 14 июля 2011 года в пунктах 2, 10, 11, 12, а именно:

2. не проведено обучение лиц, ответственных за пожарную безопасность на специализированных курсах (нарушены п. 3, п. 7 ППБ 01-03, приказ 645 от 12.12.2007);

10. не произведена перемотка пожарных рукавов, находящихся в ПК №№ 2, 3, 4, 5 на новую скатку (должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев) (нарушены п.3, п. 91 ППБ 01-03, п. 9.13 ВППБ 13-01-94);

11. в помещениях библиотеки допускается использование электропроводки, выполненной открытым способом (нарушены п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п. 4.24 ВППБ 13-01-94);

12. отсутствует документация, подтверждающая исправное состояние системы внутреннего противопожарного водоснабжения (проверка работоспособности должна осуществляться не реже 2 раз в год) (нарушен п. 89 ППБ 01-03).

В остальной части решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а жалобу Калашниковой Светланы Ивановны - без удовлетворения.

Судья Ярославского

областного суда К.Н. Игнатов