Решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, изменено: исключены из мотивировочной части решения некоторые суждения о допущенных нарушениях



Дело № 30-2-297/2011

Р Е Ш Е Н И Е

19 декабря 2011 года                             г. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Игнатов К.Н., рассмотрев жалобу Свитковой Антонины Алексеевны на решение судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Свитковой Антонины Алексеевны,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области от 05 октября 2011 года <данные изъяты> Свиткова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем. 30 сентября 2011 года в здании <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, было установлено, что Свитковой А.А. как должностным лицом, ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности, были нарушены Правила Пожарной безопасности в РФ 01-03 (ППБ 01-03), строительные нормы и правила СНиП 21-01-97*, нормы пожарной безопасности НПБ 104-03, нормы пожарной безопасности НПБ 88-2001, а именно:

1. не произведен расчет необходимого количества огнетушителей и выбор типа по помещениям садика (приложение № 3 п. 108 ППБ 01-03);

2. допускается загромождение сгораемыми материалами помещения электрощитовой в цокольном этаже (п. 60 ППБ 01-03);

3. выход на чердак не выполнен через противопожарный люк 2-го типа с размерами не менее 0,6х0,8 м по закрепленной стальной стремянке (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4 СНиП 21-01-97*);

чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;

1. в помещении склада хозяйственного инвентаря в цокольном этаже, тамбуре эвакуационного выхода здания школы допускается эксплуатация светильников без плафонов, предусмотренных конструкцией (п. 60 ППБ 01-03);

2. пожарный щит оборудован хозяйственным инвентарем, не имеющим соответствующих сертификатов (п. 108 ППБ 01-03);

чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ;

1. прокладка проводов и кабелей соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании школы выполнена не в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.57 НПБ 88-2001, п. 3.9 НПБ 104-03);

2. не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц ( п. 41 ППБ 01-03);

3. отсутствует наружное освещение запасного выхода со второго этажа (п. 51 ППБ 01-03);

4. отсутствует второй эвакуационный выход из цокольного этажа здания (п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.12*, 6.13* СНиП 21-01-97*);

чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решением судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области от 05 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Свитковой А.А. изменено: исключено из описательно-мотивировочной части постановления указание о нарушении Свитковой А.А. п. 41 ППБ 01-03; в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года и прекращении производства по делу. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов судьи фактическим обстоятельствам дела и неправильному применению норм материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, судья не находит оснований к отмене решения судьи районного суда.

Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что допущенные Свитковой А.А. нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в постановлении главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области от 05 октября 2011 года и решении судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года, допущены не по вине Свитковой А.А., поскольку <данные изъяты> СОШ является бюджетным учреждением и денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности школе не выделяется, являются необоснованными. Как усматривается из имеющихся в материалах дела писем, направленных Свитковой А.А. в адрес Управления образования Рыбинского муниципального района (л.д. 15, 16, 18, 20, 21), последний раз директор <данные изъяты> обращалась с просьбой о выделении бюджетных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности 15.06.2010 года. Акт проверки в отношении <данные изъяты> СОШ на предмет соблюдения требований пожарной безопасности был составлен 30.09.2011 года.

Таким образом, принимая во внимание, что между последним днем обращения за выделением денежных средств и выявлением нарушений требований пожарной безопасности прошло более одного года двух месяцев, в течение которого не предпринималось дополнительных мер по изысканию средств на устранение нарушений, судья приходит к выводу о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности не были выполнены все зависящие от него действия по соблюдению правил пожарной безопасности.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что часть нарушений, допущенных <данные изъяты> Свитковой А.А. (осуществление расчета необходимого количества огнетушителей, устранение загромождения сгораемыми материалами помещения электрощитовой в цокольном этаже, оборудование светильников плафонами, предусмотренными конструкцией, оснащение наружного освещения запасного выхода со второго этажа), не требовали существенных финансовых затрат.

Вместе с тем, считаю необходимым исключить из мотивировочной части постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области от 05 октября 2011 года и решения судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года суждение о нарушении <данные изъяты> Свитковой А.А. п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4 СНиП 21-01-97* (выход на чердак не выполнен через противопожарный люк 2-го типа с размерами не менее 0,6х0,8 м по закрепленной стальной стремянке).

В соответствии с п. 1.7 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Как предусматривается там же, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется положениями п. 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Однако, постановлением Госстроя России от 10 сентября 2003 года № 164, указанные выше СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" с 1 октября 2003 г. признаны недействующими.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (ч. 3 ст. 4 того же закона).

Таким образом, СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений» относятся к сфере технического регулирования в области пожарной безопасности.

Положение о необходимости приведения существующих зданий в соответствие с нормами СНиП 21-01-97*, аналогичное п. 8.5 СНиП 10-01-94, содержится в действующем Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 4 ст. 4): на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Кроме того, из анализа положений, содержащихся в Письме Госстроя РФ № 130552, ГУГПС МВД РФ N 20/2.2/2433 от 14.10.1998 «О применении требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений», можно сделать вывод о том, что на здания и сооружения, спроектированные и введенные в эксплуатацию до 01.01.1998 года, распространяют свое действие требования СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы».

Из материалов дела (л.д. 9-10) видно, что здание <данные изъяты> построено в 1990 году. Функциональное назначение учреждения не менялось - здание эксплуатируется в качестве школы с момента его постройки. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что эксплуатация здания <данные изъяты> создает реальную угрозу и приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Учитывая вышеизложенное, указание в постановлении главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области и решении судьи Рыбинского районного суда Ярославской области на нарушение Свитковой А.А. требований п. 8.4 СНиП 21-01-97* неправомерно и не основано на действующем законодательстве.

Однако оставшийся объем допущенных <данные изъяты> Свитковой А.А. нарушений правил пожарной безопасности, как правильно указал судья Рыбинского районного суда Ярославской области, доказывается материалами дела и не является малозначительным.

При назначении административного наказания были учтены личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Штраф наложен в пределах санкции статьи минимальный.

Согласно представленных материалов дела порядок и процедура привлечения лица к административной ответственности по делу соблюдены.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года изменить. Исключить из мотивировочной части решения суждение о нарушении <данные изъяты> Свитковой Антониной Алексеевной правил пожарной безопасности, изложенных в постановлении главного государственного инспектора по пожарному надзору Рыбинского района Ярославской области от 05 октября 2011 года в пункте 3, а именно:

3. выход на чердак не выполнен через противопожарный люк 2-го типа с размерами не менее 0,6х0,8 м по закрепленной стальной стремянке (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4 СНиП 21-01-97*).

В остальной части решение судьи Рыбинского районного суда Ярославской области от 08 ноября 2011 года оставить без изменения, а жалобу Свитковой Антонины Алексеевны - без удовлетворения.

Судья Ярославского

     областного суда                     К.Н. Игнатов