Дело № 30-1-158/2011 Р Е Ш Е Н И Е 07 сентября 2011 года г. Ярославль Судья Ярославского областного суда Игнатов К.Н., рассмотрев дело по жалобе государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за химически опасными производствами и объектами Верхне-Волжского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Славнефть-ЯНОС», установил: Согласно протоколу об административном правонарушении № от 05 июля 2011 года в результате проведенной комиссией Верхне-Волжского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки были выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности в эксплуатации (работе) установки А., входящей в состав опасного производственного объекта – цеха подготовки, первичной переработки нефти и производства нефтебитума <...> – ОАО «Славнефть-ЯНОС», расположенной на территории ОАО «Славнефть-ЯНОС» по адресу: <адрес>, а именно: 1. в нарушение п. 5.3.2 ППБ для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России № 44 от 29.05.2003 года, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года рабочие и дежурные горелки печи П. не оборудованы сигнализаторами погасания пламени с регистрацией погасания пламени; 2. в нарушение п. 5.3.18 ППБ для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России № 44 от 29.05.2003 года, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года печь П. не оснащена системой блокировок, обеспечивающей отключение подачи жидкого топлива к основным горелкам при: отклонениях параметров подачи топлива от регламентированных, падениях объема циркуляции сырья через змеевики печи ниже допустимых значений, превышении предельно допустимой температуры сырья на выходе из печи; 3. в нарушение п.п. 5.3.14 и 5.3.22 ППБ для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России № 44 от 29.05.2003 года, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года, печь П. не оборудована средствами автоматической подачи водяного пара в топочное пространство печи и в змеевики при прогаре труб, характеризующемся: падением давления в сырьевом змеевике, повышением температуры над перевальной стеной, изменением содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи относительно регламентированного; 4. в нарушение п. 6.1.5 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года, во взрывоопасных помещениях насосных (холодная насосная, горячая насосная, печная насосная) А. дверями не предусмотрено устройство световой сигнализации о загазованности воздушной среды внутри помещений и звуковой сигнализации перед входными дверями; 5. в нарушение п.п. 3.17 и 5.1.10 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года, технологическая система со взрывоопасной средой установки А. не герметичны и не исключают создание опасных концентраций этих веществ в окружающей среде (имеются многочисленные пропуски нефтепродуктов в торцовых уплотнениях насосов, расположенных в холодной насосной, горячей насосной и в печной насосной); 6. в нарушение п. 5.4.9 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, п. 3.3.1 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденного постановление Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 8, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года, насосы с торцевыми уплотнениями, расположенные в холодной, горячей и в печной насосной, не оснащены системой контроля за состоянием подшипников по температуре с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений и блокировками в системе ПАЗ. Постановлением судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2011 года ОАО «Славнефть-ЯНОС» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рулей. Определением судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 июля 2011 года исправлена опечатка в резолютивной части указанного выше постановления, постановлено считать, что обществу «Славнефть-ЯНОС» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи Красноперекопского районного суда Ярославской области от 18 июля 2011 года. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов судьи фактическим обстоятельствам дела. Исследовав материалы дела, заслушав государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за химически опасными производствами и объектами Ширшова Д.В., его представителей по доверенностям Шабалкину М.Ю. и Миронычева М.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ОАО «Славнефть-ЯНОС» по доверенности Ненилина О.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья находит постановление судьи районного суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с существенными процессуальными нарушениями. Делая вывод об отсутствии в действиях ОАО «Славнефть-ЯНОС» состава административного правонарушения по пунктам 1 и 2 обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, судья исходил из того, что работы, изложенные в этих пунктах, являются технически сложными, связанными с техническим перевооружением, не могут реально быть выполнены в короткие сроки и требуют планирования на несколько лет вперед, данные работы согласно программе перевооружения ОАО «Славнефть-ЯНОС» запланированы на 2012 год. Таким образом, судья районного суда не усматривает вины юридического лица в допущенных нарушениях норм ППБ для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России № 44 от 29.05.2003 года, Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 599 от 12.08.2008 года. Данный вывод судьи не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и нормах права, регулирующих данные правоотношения. Так, исходя из п. 1.2 ППБ для нефтеперерабатывающих производств настоящие Правила распространяются на все действующие, проектируемые и реконструируемые нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические производства, включая опытно-промышленные установки и малогабаритные блочно-модульные установки (мини-НПЗ). Таким образом, действующие нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические производства должны отвечать требованиям ППБ для нефтеперерабатывающих производств и нормам Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Указанные выше ППБ для нефтеперерабатывающих производств вступили в силу 02.07.2003 года. Судьей районного суда не приведено каких-либо ссылок на доказательства или на нормы права, которые бы указывали на то, что с момента вступления в силу ППБ для нефтеперерабатывающих производств и на момент составления протокола об административном правонарушении у ОАО «Славнефть-ЯНОС» отсутствовала реальная возможность провести определенные технические работы и эксплуатировать печь П. с соблюдением норм ППБ для нефтеперерабатывающих производств. Программа технического перевооружения ОАО «Славнефть-ЯНОС» сама по себе не является безусловным доказательством, свидетельствующим о том, что у юридического лица не имелось возможности в более ранние сроки, чем 2012 год, провести соответствующие технические работы в целях выполнения норм и правил ППБ для нефтеперерабатывающих производств. Также делая вывод об отсутствии в действиях ОАО «Славнефть-ЯНОС» события административного правонарушения по пунктам 5 и 6 обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, судья районного суда сослался на недоказанность данных нарушений, положив в основу выводов доказательства в виде фотографий, представленных в судебном заседании защитником лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ, которая предусматривает, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, судьей районного суда не дана оценка другим доказательствам, содержащимся в материалах дела: акту проверки ОАО «Славнефть-ЯНОС» от 05.07.2011 года, предписанию № от 05.07.2011 года, в которых указано об отсутствии в насосах системы контроля за состоянием подшипников и блокировками в системе ПАЗ и наличием пропусков нефтепродуктов в торцевых уплотнениях насосов. Вместе с тем, для того, чтобы сделать вывод о том, что на представленных защитником лица, привлекаемого к административной ответственности, фотографиях изображена именно система контроля подшипников насоса, со всей очевидностью требуются специальные познания в данной области, которыми судья районного суда не обладает, специалист же по оценке фотографических снимков к участию в деле привлечен не был. Кроме того, судьей не принято во внимание, что в соответствии с п. 5.4.9 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, насосы должны быть оснащены не только системой контроля за состоянием подшипников, но и блокировками в системе ПАЗ. Однако о выполнении данного требования и наличии блокировок в системе ПАЗ выводов судьи в постановлении не содержится. При назначении наказания ОАО «Славнефть-ЯНОС» в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (в постановлении было указано как в цифровом выражении 20000 рублей, так и в виде прописи «двадцать тысяч» рублей) судьей были нарушены положения ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, где указано, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, административным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом ст. 29.12.1 КоАП РФ не предусматривает возможности внесения в резолютивную часть постановления по делу об административном правонарушении исправления в виде увеличения ранее назначенного наказания, как исправление описки, поскольку такое исправление вносит изменение в содержание принятого постановления в части установления размера наказания. При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда не соответствует требованиям административного законодательства. Допущенные судьей нарушения процессуальных требований, в том числе регулирующих общие принципы назначения наказания, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. С учетом изложенного постановление судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2011 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело с учетом требований КоАП РФ. Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ судья, решил: Постановление судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Славнефть-ЯНОС» отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Судья Ярославского областного суда К.Н. Игнатов