Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, прекращено за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения



4-100А/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ярославль                                     11 апреля 2012 года

    И.о. председателя Ярославского областного суда Федоренко Г.В., рассмотрев надзорные жалобы Милкиной М.В., защитника адвоката Овсянникова А.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Заволжского района г.Ярославля от 21 октября 2011 года и на решение Заволжского районного суда г.Ярославля от 14 декабря 2011 года, которыми

Милкина М.В., ... года рождения, работающая ..., проживающая по адресу: г....

подвергнута административному наказанию по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей,

у с т а н о в и л :

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Заволжского района г.Ярославля от 21 октября 2011 года Милкина М.В. признана виновной в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии). Установлено, что Милкина М.В. не осуществила контроль качества оказания медицинской помощи больному ФИО 1 при выполнении медицинским персоналом больницы перечня работ и услуг по диагностике и лечению заболевания. Отсутствие четкой системы контроля качества медицинской помощи в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» оказало негативное влияние на своевременность и качество медицинской помощи больному ФИО 1 Не осуществив возложенный на нее должностными обязанностями контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям, Милкина М.В. допустила нарушение подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 30 (далее - Положение о лицензировании), а также нарушила требования приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», методических рекомендаций «Выявление злокачественных новообразований и оказание медицинской помощи онкологическим больным, утв. заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ 27 декабря 2007 года, приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 14 апреля 2010 года №427-1 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным в Ярославской области».

Решением судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 14 декабря 2011 года указанное постановление и.о.мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба Милкиной М.В. -без удовлетворения. Судья районного суда признал установленным, что больному ФИО 1 была оказана некачественная медицинская помощь в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА», повлекшая его смерть. Судья районного суда согласился с доводами Милкиной М.А. о том, что ответственность за некачественно оказанную медицинскую помощь ФИО 1 должны нести врачи, непосредственно осуществляющие лечение больного, а также заведующий отделением, как должностное лицо, обязанное осуществлять контроль за их деятельностью. Однако данные лица, по мнению судьи районного суда, должны нести дисциплинарную ответственность, а к административной ответственности подлежит привлечению Милкина М.В., как должностное лицо, ответственное за контроль качества оказания медицинской помощи в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» в целом. Судья районного суда при рассмотрении жалобы принял во внимание пояснения представителя департамента здравоохранения и фармации Ярославской области о том, что в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» отсутствует контроль в отношении 70% случаев оказания амбулаторной медицинской помощи.

В надзорных жалобах ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду отсутствия в действиях Милкиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Указывается на необоснованность выводов мирового судьи и судьи районного суда относительно фактических обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалоб, нахожу постановление и.о. мирового судьи и решение судьи районного суда подлежащими отмене ввиду следующего.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Требования названных норм мировым судьей и судьей районного суда нарушены.

Выводы мирового судьи и судьи районного суда о виновном неисполнении Милкиной М.В. должностных обязанностей в связи с оказанием ФИО 1 медицинской помощи, не соответствующей установленным стандартам в части своевременности и качества проведенных диагностических и лечебных мероприятий, ведения медицинской документации, не соответствуют материалам дела и закону.

Как следует из акта внеплановой проверки от 19 сентября 2011 года, проведенной с целью установления соответствия качества медицинской помощи, оказанной ФИО 1, федеральным стандартам в сфере здравоохранения, медицинская помощь, оказанная ФИО 1 на амбулаторном этапе в проверяемый период не полностью соответствовала установленным стандартам в части своевременности и качества проведенных и диагностических лечебных мероприятий, ведения медицинской документации. Не осуществлен контроль качества оказания медицинской помощи ФИО 1 ответственным должностным лицом (л.д.26-36).

Должностным лицом, не осуществившим надлежащий контроль качества оказания медицинской помощи ФИО 1, в названном акте проверки и протоколе об административном правонарушении от 22 сентября 2011 года, составленном консультантом отдела лицензирования и контроля качества медицинской помощи департамента здравоохранения и фармации Ярославской области ФИО 2, признана Милкина М.В. как должностное лицо, ответственное за организацию работы по контролю качества медицинской помощи в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА».

Соглашаясь с указанными выводами, содержащимися в акте внеплановой проверки от 19 сентября 2011 года и протоколе об административном правонарушении от 22 сентября 2011 года и ссылаясь на невыполнение Милкиной М.В. должностных обязанностей и приказов главного врача МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» №№ 16 и 18 от 14.01.2011 года, мировой судья не установил, какие конкретно должностные обязанности по контролю качества оказания медицинской помощи ФИО 1 подлежали выполнению Милкиной М.В., но не были ею выполнены.

Вместе с тем, из содержания приказов главного врача МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» №№ 16 и 18 от 14.01.2011 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» и «Об организации деятельности врачебной комиссии в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» следует, что на Милкину М.В., наряду с иными заместителями главного врача лечебного учреждения, возложена обязанность организовать работу по контролю качества медицинской помощи в соответствии с Положением о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи. Названными приказами создана комиссия по осуществлению контроля качества и эффективности лечебно- профилактических мероприятий в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА», председателем которой назначена Милкина М.В.

Из содержания Положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» (п.п. 2.1, 2.2, 2.5) следует, что ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется должностными лицами МКУЗ «МСЧ ЯЗДА». Экспертиза качества медицинской помощи проводится заведующими отделениями (первая ступень экспертизы), заместителями главного врача по клинико-экспертной работе (экспертиза временной нетрудоспособности), лечебной работе (медицинской части), амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), врачебной комиссией (третья ступень экспертизы). В течение месяца заведующий отделением стационара проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев. Заведующие отделениями поликлиники-30-50 экспертиз в месяц, заместители главного врача по клинико- экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно- поликлинической помощи- не менее 30-50 экспертиз в течение квартала.

Согласно должностным обязанностям ..., утв. главным врачом МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» (л.д.38), Милкина М.В. осуществляет контроль за организацией и проведением экспертизы временной нетрудоспособности, осуществляет контроль за ведением медицинской документации и контроля качества медицинской помощи, осуществляет контроль за выполнением лечащими врачами и заведующему отделениями функций по организации, проведению лечебно- диагностического процесса.

Названными локальными нормативными актами и должностными обязанностями на Милкину М.В. не возложена обязанность непосредственного контроля качества оказания медицинской помощи МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» каждому больному, в том числе ФИО 1

Вывод о невыполнении Милкиной М.В. как ... должностных обязанностей, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010года №541н, в том числе по осуществлению контроля за качеством проводимого лечения, за соблюдением стандартов медицинской помощи при выполнении медицинским персоналом перечня работ и услуг для диагностики заболевания, мировым судьей не мотивирован. Из содержания «Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения» следует, что названные должностные обязанности вменены не заместителю главного врача, а заведующим структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом.

Немотивированным является и вывод мирового судьи о нарушении Милкиной М.А. требований методических рекомендаций «Выявление злокачественных новообразований и оказание медицинской помощи онкологическим больным», утв. заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ 27 декабря 2007 года, приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 14 апреля 2010 года №427-1 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным в Ярославской области».

Выводы судьи районного суда о том, что больному ФИО 1 была оказана некачественная медицинская помощь в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА», повлекшая его смерть, на материалах дела не основан.

Устанавливая новые обстоятельства, в том числе факт отсутствия в МКУЗ «МСЧ ЯЗДА» контроля в отношении 70% случаев оказания амбулаторной медицинской помощи, судья районного суда вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного постановление и.о. мирового судьи и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием в действиях Милкиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Надзорные жалобы Милкиной М.В., защитника- адвоката Овсянникова А.В. удовлетворить.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Заволжского района г.Ярославля от 21 октября 2011 года и решение Заволжского районного суда г.Ярославля от 14 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Милкиной М.В. отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Милкиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

    И.о председателя Ярославского

    областного суда                                Г.В.Федоренко