Дело № 2-284/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Ярково 17 октября 2011 года Ярковский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Ермаковой Е.А. при секретаре Халитулиной З.А., с участием: заместителя прокурора Ярковского района Тюменской области Караульных Т.Н., истца Сорокиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-284/2011 по иску прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах Сорокиной Марии Вячеславовны к Правительству Тюменской области, Администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ярковского района в интересах Сорокиной М.В. обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, просит обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Сорокиной М.В. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося в селе <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м.; обязать Администрацию Ярковского муниципального района принять решение о предоставлении Сорокиной М.В. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения не менее 18 кв.м. общей площади, на территории <адрес>, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, заключить с Сорокиной М.В. договор социального найма на данное жилое помещение. Исковые требования прокурор мотивирует тем, что Сорокина М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО4 решением Ярковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО10 решением Ярковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав), в связи с чем, на основании приказа главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ она была помещена на воспитание в Ярковский детский дом на полное государственное обеспечение. Жильё за Сорокиной М.В. закреплено не было. До 2009 г. Сорокина М.В. находилась на полном государственном обеспечении в МОУ «Ярковский детский дом». С ДД.ММ.ГГГГ Сорокина М.В. состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения вне очереди, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - 85. До настоящего времени Сорокина М.В. жильём не обеспечена, проживает на съемной квартире. Сорокина М.В. обучается на 3 курсе ГОУ НПО ТО «Профессиональное училище №». В связи с тем, что у Сорокиной М.В. имеется грудной ребенок, место в общежитии по месту учебы ей не может быть предоставлено. Заместитель прокурора Ярковского района Караульных Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Истец Сорокина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что проживает на съемной квартире, вместе с сестрой ФИО11 Имеет малолетнюю дочь в возрасте 4 месяца. Обучается на 3 курсе в ПУ № <адрес>. Своего жилья не имеет. Просит предоставить жильё в <адрес>. Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Тюменской области. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд считает возможным, в соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Правительства Тюменской области. Представитель ответчика Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, в письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным, в соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Ярковского муниципального района. Заслушав истца, заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах Сорокиной М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Из заявления Сорокиной М.В., поданного ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ярковского района, следует, что она обратилась к прокурору Ярковского района с просьбой в содействии о предоставлении жилого помещения в <адрес> /л.д. 7. Согласно копии паспорта 71 06 464935, Сорокина М.В. снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>-а, детский дом, ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 9/. Из выписки из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленной сектором по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> Управления по опеке, попечительству и охране прав детства Департамента социального развития <адрес> № от 12.071.2011 года следует, что ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Ярковскому муниципальному району с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № очереди 85 /л.д. 10/. Согласно копии свидетельства о рождении V-ФР №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Покровским сельсоветом <адрес>, Сорокина Мария Вячеславовна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны ФИО3 и ФИО4/л.д. 12/. Решением Ярковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери Сорокиной Марины Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д. 13-14/. Решением Ярковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении дочери Сорокиной Марии Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д. 15-16/. Согласно копии свидетельства о рождении I-ФР №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Ярковским отделом ЗАГС управления ЗАГС <адрес>, Сорокина Мария Вячеславовна, является матерью ФИО6, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> /л.д. 17/. Согласно справке Администрации Ярковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Сорокина Мария Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - 85 /л.д. 11/. Согласно информации № от ДД.ММ.ГГГГ о выпускниках МОУ Ярковский детский дом в 2009 году, Сорокина Мария Вячеславовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., устроена в ПУ-52 <адрес> на повара-кондитера /л.д. 18/. Согласно копии справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МОУ «Ярковский детский дом» Сорокина Мария Вячеславовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является выпускницей МОУ Ярковский детский дом и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 19/. Согласно копии справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес>, Сорокиной М.В. место в детском общежитии не может быть предоставлено, в связи с тем, что она имеет грудного ребенка /л.д. 20/. Согласно уведомлению Ярковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав Сорокиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на недвижимое имущество /л.д. 30/. Из справки <адрес> отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» №Ф-72/22-000334 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии прав на недвижимое имущество у гр. Сорокиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ное отделение не имеет /л.д. 26/. В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ предусматривает бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов как малоимущим, так и иным гражданам, нуждающимся в жилище, указанным в законе. Исходя их требований статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №95-ФЗ/ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №258-ФЗ/ разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ /в редакции законов от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ/ дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ/ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В силу ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ/ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статьей <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ/ предусмотрено право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес>, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно ст. <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ/ предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> производится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствие со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании статьи <адрес> «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и плановый перио<адрес>.г.» от ДД.ММ.ГГГГ №, Ярковский муниципальный район наделен государственными полномочиями по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению. Согласно ст. <адрес> «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и плановый перио<адрес>.г.» от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнительные органы государственной власти <адрес> обязаны предусматривать в областном бюджете средства, предоставляемые для осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий, своевременно и в полном объеме перечислять их бюджетам муниципальных образований. В силу ст. <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/ в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ/, предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Согласно ст. <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ/ жилые помещения государственного жилищного фонда <адрес> предоставляются по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) либо с согласия гражданина в одном из населённых пунктов, входящих в состав муниципального района или городского округа, на территории которого проживает гражданин. В соответствие со ст. <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № /в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ/ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде <адрес> устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. <адрес> «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ /в редакции от ДД.ММ.ГГГГ/ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Судом установлено, что Сорокина Мария Вячеславовна является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, является выпускницей МОУ Ярковский детский дом, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени состоит в льготной очереди на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязательство по предоставлению указанного жилого помещения до настоящего времени не исполнено, закреплённого за Сорокиной М.В. жилого помещения не имеется. Таким образом, исковые требования прокурора Ярковского района в интересах Сорокиной Марии Вячеславовны следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах Сорокиной Марии Вячеславовны о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Сорокиной Марии Вячеславовне вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям села Ярково Ярковского района) жилого помещения не менее 18 кв.м. общей площади, на территории <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям, из государственного жилищного фонда Тюменской области. Обязать Администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Сорокиной Марии Вячеславовне вне очереди по договору социального найма обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям села <адрес>) жилого помещения не менее 18 кв.м. общей площади, на территории села <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям и заключить с Сорокиной Марией Вячеславовной договор социального найма на данное жилое помещение. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Ярковский районный суд Тюменской области. Председательствующий